Четыре года реставраторы Эрмитажа восстанавливали уникальный памятник древности – наряд скифской «царицы», обнаруженный археологами в Туве, в кургане «Аржан» (слово «аржан» переводится с тувинского как «целебный источник»). Находка относится к эпохе ранних кочевников – примерно VII век до нашей эры. Наряд пришлось воссоздавать буквально по крупицам – костюм включает в себя более 6000 «бляшек» из чистого золота, выполненных в скифском зверином стиле.
«Реконструкция наряда проводилась очень профессионально, в работе ученые опирались на большое количество различного экспозиционного материала, записи и зарисовки, – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Поэтому с высокой долей вероятности можно говорить, что именно так и выглядел погребальный наряд скифской «царицы». Ходить же в таком наряде было бы крайне затруднительно из-за многочленных подвесок и бус на одеянии, расшитом золотом, бирюзой, янтарем».
┘Эрмитаж подготовил и открыл в Константиновском дворце первый в мире Музей геральдики. Экспозиция разбита на две части – зарубежную и российскую геральдику. В российском разделе представлены уникальные экспонаты, в числе которых легендарный константиновский рубль, отчеканенный по случаю предполагаемого вступления на трон императора Константина Павловича в 1825 году. Однако Константин отрекся от престола, а константиновский рубль – было изготовлено всего 6 пробных экземпляров – стал раритетом. Представлены также монеты с портретами и гербами других известных исторических личностей. Экспозиция охватывает историю происхождения герба как особого, сложного знака, символизирующего и представляющего личность, общность, город, государство. Экспозиция демонстрирует также эволюцию государственного российского герба, несколько раз менявшего форму и набор деталей. Так, например, в зависимости от количества завоеванных выходов к морям двуглавый орел изображался с разным количеством карт.
┘Эскизы к винным этикеткам Пикассо, Шагала, Кандинского, Уорхолла и других знаменитых художников представлены на выставке «Мутон Ротшильд – Искусство и этикетка», демонстрирующей творческое сотрудничество художников с виноделами. Выставка уже экспонировалась в США, Англии, Германии, Канаде, Японии, Китае, после Санкт-Петербурга переедет в Москву.
Открывать выставку в город на Неве приехала баронесса Филиппина де Ротшильд, наследница винодельческого хозяйства в Бордо. Несмотря на то что баронесса родилась в богатейшей семье, жизнь у нее была нелегкая. В 1944 году во Франции юную баронессу вместе с матерью арестовали нацисты и отправили в концлагерь Равенсбрюк. Филиппина осталась жива, но ее мама погибла в лагере. После школы Филиппина де Ротшильд поступила в Национальную консерваторию драматического искусства в Париже и под псевдонимом «Филиппина Паскаль» играла в классических и современных пьесах. Один раз баронесса даже приезжала в Россию на гастроли. Но после смерти отца актрисе пришлось уйти из «Комеди Франсэз» и продолжить семейный бизнес. Любой из Ротшильдов на месте Филиппины поступил бы точно также, ведь девиз семьи – «Жизнь проходит, а дело вечно». Как говорит сама баронесса, для нее не так уж важно, играет ли она на сцене или занимается виноделием. Главное – чтобы это было делом всей жизни.
Украшать вина эскизами художников придумал отец Филиппины барон Филипп. В 1924 году в ознаменование своего первого «розлива в бутылки в самом замке» он заказал знаменитому плакатному художнику Жану Карлю этикетку Мутона. В 1945 году в честь победы во Второй мировой войне барон решил увенчать этикетку знаком «V» (Victoire). С 1946 года каждый год новому художнику для вина из нового урожая предлагалось создать оригинальное произведение для этикетки. Художникам за работу не платили деньги, но зато одаривали поистине королевским подарком – вручали несколько бутылок драгоценнейшего вина.
Санкт-Петербург