На церемонии «Оскара» – оскароносцы актер и режиссер Клинт Иствуд и актриса Хилари Суонк.
Фото Reuters.
В воскресенье вечером в Лос-Анджелесе, в театре «Кодак», прошла 77-я церемония вручения самой престижной кинопремии мира – «Оскара». В этом году «Оскар» решил, тряхнув стариной, преподнести кое-какие сюрпризы.
В первую очередь «Оскар» – опять, второй год подряд! – преподнес сюрприз Мартину Скорсезе, дав ему большие авансы. Тем почти и ограничились: пять «Оскаров» из одиннадцати возможных при всем уважении к каждой отдельной оскаровской номинации никак не могут считаться успехом. Если выдвигают по количеству номинаций, близкому к рекордному (рекордом, напомним, стал «Титаник», выдвинутый в двенадцати номинациях и выигравший в одиннадцати), то есть все основания считаться фаворитом. Таковым и считался «Авиатор» Скорсезе – фильм, принятый критикой теплее, чем публикой, что само по себе бывает редко. Критики торжественно вручили Скорсезе «Золотой глобус», в то время как кассовые сборы по Америке были весьма скромными для оскаровского фаворита. Это и должно было вызвать подозрения у тех, кто прочил «Авиатору» безоговорочную победу и кто до сих пор рассматривает «Золотой глобус» как предтечу «Оскара».
Из команды «Авиатора» золотую статуэтку получила Кейт Блэншетт как лучшая актриса второго плана (за роль Кэтрин Хепберн), а также оператор, художник, художник по костюмам и редактор. Леонардо Ди Каприо, сыгравший знаменитого странного миллиардера Ховарда Хьюза, причем сыгравший отменно, на глазах превратившись из юного любимчика женщин в истинно драматический талант, «Оскара» не получил. Впрочем, у Леонардо все впереди. А вот 62-летнему Скорсезе, выдвигавшемуся на «Оскара» шесть (!) раз, похоже, теперь не так много и светит. Нынешняя его неудача могла бы показаться не столь обидной и фатальной, если бы не прошлогоднее ошеломляющее фиаско, когда выдвинутые в десяти номинациях «Банды Нью-Йорка» остались ни с чем. В прошлом году Скорсезе не просто расстроился, а был буквально ошеломлен и при известной выучке не смог этого скрыть. Последовал тяжелый сердечный приступ и надежда на то, что сейчас, в этом году – уж точно┘
Зато второй раз режиссером-оскароносцем стал Клинт Иствуд, тоже ветеран и уже легенда американского кино, получивший награду за картину «Девушка за миллион долларов», грустную, но вполне в духе голливудской духоподъемности ленту о девушке, мечтающей стать чемпионкой мира по боксу и столкнувшейся на пути к мечте со слишком суровой реальностью. В этом же фильме академикам приглянулась Хиллари Суонк, получившая «Оскара» за лучшую женскую роль, и Морган Фримен, новичок в оскаровском сообществе, – за лучшую мужскую второплановую роль. Это его четвертая – первая удачная – попытка в борьбе за главную кинонаграду. Морган – актер тонкий, интеллигентный и необычайно страстный.
Обойдя лидера нынешнего «Оскара», скорсезевского «Авиатора», «Девушка за миллион долларов» была признана лучшим фильмом 2004 года.
Немного жаль, что академики обошли вниманием Аннет Беннинг, сыгравшую – без преувеличения – великолепно в картине «Быть Джулией» Иштвана Сабо и проявившую здесь все оттенки своего таланта – и драматический, и комедийный, и лицедейский, вплоть до клоунады. Но честная борьба есть честная борьба.
Лучшим актером признали Джеми Фокса, сыгравшего в фильме «Рэй» знаменитого музыканта Рэя Чарльза и неожиданно для многих обошедшего таких суперкиномонстров, как Клинт Иствуд, Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо и Дон Чидл. И как ни обидно за Скорсезе, за очень приличного «Авиатора», греет душу мысль о том, что в далекой Америке сидят киноакадемики, которым ведома объективность суждений и художественное обоснование конечного вердикта. Никакой жалости. Никаких «всем сестрам по серьгам». Есть чему поучиться.