0
1080
Газета Культура Интернет-версия

25.02.2005 00:00:00

Фестиваль Чайковского для разнообразия

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - музыкальный и театральный критик.

Тэги: фестиваль, чайковский, мариинка, петербург


В Петербурге завершились два музыкальных фестиваля: Чайковского в Мариинском театре и «Музыкальный Эрмитаж» в Государственном Эрмитаже.

Мариинский театр, не мудрствуя лукаво, предложил публике очередной «именной» фестиваль, на этот раз собрав вместе во времени произведения Петра Ильича Чайковского – от «Чародейки» до «Пиковой дамы». На что театр имел полное право: премьеры шести из девяти опер и двух из трех балетов состоялись на его сцене. Кроме того, лишь в этом театре Чайковский решился встать за дирижерский пульт: он четыре раза дирижировал «Чародейкой». Дирижер Валерий Гергиев по странному стечению обстоятельств тоже последовал его примеру: на фестивале он присутствовал всего один раз, на этой же опере. А на пресс-конференции перед его началом довольно устало произнес, что уступит место за пультом на этом фестивале дирижерам других поколений. Так и случилось: Туган Сохиев и Борис Грузин вынесли на своих плечах музыку Чайковского: один – энергией молодости, другой – жизненной силой опыта.

Фестиваль не блистал шедеврами, однако и рядовой «сборной солянкой» его не назовешь. Тем более что на каждом спектакле было на кого посмотреть и что послушать – девять дней сплошного Петра Ильича, где еще такое придумают? Да еще можно было сравнить разные постановки: «Щелкунчика» давали в двух вариантах – одного, вагановского, в хореографии Василия Вайонена, другого, мариинского, в постановке Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова. К сожалению, на «Щелкунчике» линия сопоставлений заглохла.

Темиркановская «Пиковая дама» казалась удивительно красивой и гармоничной, даже в знаменитой сцене у эрмитажной Зимней канавки – со световыми эффектами, вроде бы еще технически недоступными в 84-м, в момент ее постановки; а в антракты, длившиеся по полчаса, выставляли восстановленные декорации, погоревшие во время пожара с 4 на 5 сентября 2003 года. Классика музыкального театра двадцатилетней давности выглядела на редкость адекватно музыке Чайковского, по-имперски роскошно и по-темиркановски старомодно романтично.

Жаль, что на этом фестивале нельзя было сравнить постановку Юрия Темирканова с режиссерским вариантом Александра Галибина или со знаменитой европейской постановкой Льва Додина, но, вероятно, нельзя объять необъятное, да и финансы скорее всего не позволяли даже мечтать об этом. Зато было много просветительского и благотворительного: общедоступные камерные концерты в фойе бельэтажа, программа для детей «Сказки Чайковского» и целый «День Чайковского» с концертами и просмотром фрагментов видеофильмов.

С другой стороны, на фестивале было много молодых исполнителей, которые обычно скрыты под сенью более пропиаренных звезд Мариинской сцены. В «Евгении Онегине» (Ляйзера-Корье) удачно выступила в партии Татьяны Елена Ласовская, по-актерски еще зажатая и с трудом владеющая пространством сцены, но с голосом сильным, перекрывающим любые актерские недостатки, глубоким и выразительным. А в «Лебедином озере» партию Одетты-Одиллии танцевала Алина Сомова, которая выглядела, прямо скажем, очень странно рядом с Данилой Корсунцевым и на фоне блестяще вымуштрованного мариинского кордебалета: это был тот редкий случай, когда вместо примы лидировал кавалер, а кордебалет затмевал солистку. У г-жи Сомовой осмысленная духовность одного из лучших питерских лебедей Ульяны Лопаткиной оборачивалась техничным копированием с сильным налетом жизненного цинизма. Может быть, таково вообще движение современного искусства: от духовности к цинизму?

В то же время, но в другом месте – в ночных пространствах Эрмитажа проходил фестиваль местной Академии музыки: в разных залах музея у дирижерского пульта стоял Саулюс Сондецкис. Гость редкий, но желанный в Петербурге. Уникальному умению этого человека превращать партитуры в лишенные цинизма, спокойные и благородные мысли может позавидовать любой дирижер мира.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
551
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
646
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
609
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
610

Другие новости