Кармен и в Африке Кармен.
Фото Reuters
Порой распределение наград на крупном международном кинофестивале напоминает детективы Агаты Кристи, в которых преступником неизменно оказывается тот, на кого меньше всего думаешь. Часто за вожделенной статуэткой Золотого медведя (льва, ветки, нужное подчеркнуть) на сцену поднимаются те, о ком успеваешь к концу фестиваля прочно забыть за ненадобностью. И после каждого фестиваля журналисты дают себе зарок не делать какие бы то ни было прогнозы, и в следующий раз про этот зарок забывают, начиная ближе к концу выстраивать различные версии развития событий. Наивные мы, как дети. Словно не научены многолетним опытом, словно не знаем, что художественная ценность фильма далеко не всегда играет определяющую роль в пристрастиях жюри, что не всегда (как правило, не всегда) жюри вольно привечать тот или иной фильм, повязанное по рукам и ногам разного рода обязательствами. А если никаких обязательств, кроме необходимости объективного судейства, нет, то не следует забывать, что судят-то живые люди, с разным уровнем вкуса и образования.
Одним словом, те, кто ездит на фестивали, к неожиданностям привыкли. Тем более что назвать неожиданностью несовпадение вкусов «творцов» и критиков нельзя. Жюри нынешнего Берлинале вообще, наверное, должно войти в историю как самое радикальное. Даже присуждение Золотого медведя несколько лет назад фильму Патриса Шеро «Интим», обсасываемое потом еще несколько лет как самое неожиданное и смелое за всю долгую историю Берлинале, меркнет на фоне странных – назовем их так – пристрастий команды Роланда Эммериха.
Хоть никто и не ожидал, что Золотого медведя получит «Кармен» южноафриканца Марка Дорнфорда-Мэя, тем не менее страстная африканская версия оперы Бизе с Полиной Малефане – блистательной певицей, хорошей актрисой и аппетитнейшей женщиной, обладательницей завидных габаритов 150 х 150 х 150 – одной только музыкой, красотой исполнения и экзотичностью (дело происходит в современной ЮАР) вполне достойна здешней главной награды. Ничего выдающегося, конечно, но пристойно и не раздражает.
Равно как не раздражает Серебряный медведь – Гран-при картине китайца Гу Чаньвэя «Павлин». Дело вкуса, почему бы и нет? Но два «серебра» – за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль фильму, чуть ли не единогласно признанному худшей лентой 55-го Берлинале, – «Последние дни Софи Шолль»? Назло общественному мнению? Вопреки здравому смыслу? Политическая установка? Что касается Юлии Йенч, то молоденькая актриса действительно необычайно выразительна в роли «немецкой Зои Космодемьянской». Вероятно, все же жюри оказалось прозорливее и смекалистее журналистов и прочих хулителей картины, либо слишком буквально поняло щелкоперское ерничество относительно того, что будь «Софи Шолль» пародией, цены бы ей не было, но вряд ли кто отважится снимать пародию на тему антифашистского подполья, зверств гестапо и казни на гильотине. Вероятно, команда родителя Годзиллы, не собравшая в этом году людей с отменным вкусом, решила перещеголять самое себя и то ли действительно узрела в картине Марка Ротемунда пародию, то ли таким образом решила сделать миру подарок к 60-летию окончания Второй мировой войны.
Последний вариант, кстати, вполне вероятен, хоть и свидетельствует о серьезной топорности людей, взявшихся судить один из крупнейших кинофестивалей. Если уж делать подарки, то, несмотря на последние слишком сомнительные достижения нашего соотечественника Александра Сокурова, его конкурсный фильм «Солнце» – безусловно, несравнимо более достойный претендент. И хотя у многих возникли сомнения относительно правильности расставленных акцентов, главный из которых содержит в себе уверенность в том, что окончанием Второй мировой мир обязан императору Хирохито и что любой конфликт можно решить мирным путем, сев за стол переговоров, картина Сокурова в художественном и эмоциональном отношениях на несколько порядков выше всего, что было в этом году в Берлине. «Солнце» – фильм стопроцентно грамотный во всех отношениях. «Движущиеся картинки» выходят из-под сокуровской руки невиданно грациозными, богатыми по цветовому наполнению, несмотря на то даже, что картина стилизована под черно-белое кино и снята в серо-коричнево-оливковых тонах. Японский актер Исси Огато, исполнитель роли императора, очень убедительно играет трогательного уродца, остановившего, по мнению Сокурова, Вторую мировую, подписав сначала отречение от престола, а потом капитуляцию.
Почти полным нонсенсом, обидным и неоправданным, выглядит и присуждение Серебряного медведя за лучшую мужскую роль юному американскому дарованию – 17-летнему Лу Тейлору Пуччи, исполнителю главной роли в картине Майка Миллза «Сосунок». Мальчик талантливый, ямочки на щеках придают ему особый шарм, но Мишель Буке в роли Миттерана был настолько органичен и документально правдив, что сомнений не было даже у скептиков: «серебро» за лучшую мужскую роль – его. Конечно, молодежь надо стимулировать, но необязательно делать это так резко.
Итак, Берлинский кинофестиваль избрал себе новую тернистую стезю, уводящую его в сторону от «собратьев» – Канн и Венеции. Оставив Каннам их неувядаемую престижность, а Венеции – ее первенство в отношениях с арт-хаусом, Берлин избрал своей целью исключительную коммерциализацию и расчет на публику. Вероятно, поэтому исключительно внятное и художественно просчитанное до мелочей, но стоящее ближе к арт-хаусу «Солнце» оказалось за бортом пристрастий нынешнего Берлинале.
═
Берлин
═
Редакция «Независимой газеты» благодарит ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за содействие в освещении работы 55-го Берлинского международного кинофестиваля.