0
963
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2005 00:00:00

«Стыдно быть несчастливым┘»

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: петербург, волид, драматургия, фестиваль


Программа этого фестиваля с огромным трудом поддается интерпретации: с первого взгляда кажется, что и концепции никакой нет, а просто старые друзья Александра Володина придумали повод, чтобы раз в год съезжаться в Петербург не просто на день рождения Александра Моисеевича, а на фестиваль его памяти. Тем более что сейчас и приезжать в Петербург уже не к кому: вдова умерла, а сыновья живут в Америке. А дома-квартиры Александра Володина в Петербурге, по примеру, скажем, дома-квартиры Александра Островского в Москве – пока еще не существует. Так что фестиваль оказывается реальным местом для встречи с людьми, которые еще помнят великого российского драматурга, писавшего под псевдонимом (по имени старшего сына) Володин.

В программе нынешнего фестиваля были и профессиональные спектакли, и студенческие, и читки новых пьес – победителей драматургического конкурса «Современная пьеса» (кстати, первое место заняла Ольга Мухина).

Премию имени Володина получил Резо Габриадзе: он привез на фестиваль знаменитую «Осень моей весны» своего собственного тбилисского театра-студии, ту самую, помните, с птичкой Борей Гадаем в главной роли, поставленную аж лет двадцать назад, но собравшую подряд четыре аншлаговых зала. Питерские театралы сами пришли и детей-внуков привели: когда еще они увидят Габриадзе!

Настоящий фурор произвела постановка Сергея Афанасьева по пьесе Михаила Зуева «Зеленая зона» из Новосибирского городского драматического театра под руководством Афанасьева. В жилом бараке середины пятидесятых годов живут, и довольно дружно, несколько семей. Живут они в ожидании расселения из своего жилья по новым квартирам, а потому ведут себя осторожно: с оглядкой на тарелку репродуктора и занимающий центральное место радиомикрофон. Кажется, что это просто режиссерский прием: мол, актеры разыгрывают радиопьесу. Но от сцены к сцене к этому микрофону начинаешь относиться с все большей настороженностью, понимая, что из детали сценического пространства он превращается в основную смысловую «ось» спектакля: мол, все, что говорится, слышат там, где надо, и те, кто должен. Кто конкретно имеется в виду – каждый решает сам: то ли кагэбэшная «прослушка», то ли сам Всевышний, то ли простой ангел-хранитель.

Герои относятся к этому как к данности, очень смешно этот микрофон обыгрывают: что кажется важнее – скажут громче, и даже интимности подробно простонут, чтобы слышно было лучше. Ни о какой свободе и речи нет, все стараются говорить правильно: ради квартирного будущего, понятное дело, стараются. Но один все же решает пошутить и обсудить вопрос: «Коммунизм скоро будет?» – «Скоро», – отвечает он сам себе. Вокруг него повисает тяжелая пауза, и сразу же становится понятно, что шутка эта так просто не пройдет. «Времена другие, а люди-то те же». Последствия не заставляют себя долго ждать: расселяют не этот – соседний барак, а шутника жестоко и грубо избивают соседи. А микрофон остается стоять, где стоял – в центре.

«Сонечка» Людмилы Улицкой в постановке Марины Брусникиной из МХТ имени Чехова – совсем другое дело. На первый взгляд кажется, что зрители случайно оказались на актерской читке повести. Текст читается актерами друг за другом, кое-где перебиваясь отрывками из литературной классики, где-то музыкальными «отбивками» или «отпевками». И в конце концов становится интересен зрителям ровно настолько, насколько для них интересен «поток сознания» самого автора – Людмилы Улицкой. И – насколько это захватывает молодых актеров МХТ (видно, что – захватывает).

«Записки нетрезвого человека» по произведениям Виктора Некрасова, Сергея Довлатова и Александра Володина в постановке Владимира Оренова завершали фестиваль. Это было достойно: в спектакле использовалась «открытая» структура действия, что, конечно, не ново, но на этот раз актеры играли со зрителями на самом деле, а не понарошку, как это обычно бывает; «алюминиевые» стены художника Давида Боровского стали хорошим фоном для нетрезвых жизненных откровений «осколков» питерской интеллигенции; да еще и авторам сценария удалось попасть в некое володинское, что ли, мироощущение, и вслушиваться в этот весьма точно смонтированный и почти наизусть знакомый текст было на редкость приятно. И не оставляло странное ощущение, будто сам Александр Моисеевич тоже смеется где-то там, на «другой» планете, как он сам когда-то написал.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
551
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
648
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
609
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
610

Другие новости