В Москве в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Девы Марии завершился широкомасштабный органный марафон «Фестиваль христианской музыки», в котором приняли участие органисты крупнейших соборов мира. Наверное, такие названия, как Кёльнский собор, венецианский Сан-Марко или собор Святого Петра в Риме, способны внушить священный трепет любому: ведь за ними стоит многовековая христианская культура, к которой ныне приобщают нас с вами.
Словно по волшебству, орган оказался в центре внимания, ему, как вновь обретенному монарху, стали оказывать высокие почести. За последние два месяца в столице состоялось три (!) открытия разных органов – в Доме музыки, в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко и в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Девы Марии. Вся околомузыкальная тусовка с благоговением произносила в эти дни слова – инаугурация, регистр, мензура, – до конца, правда, не понимая, что они означают и «с чем это едят».
Теперь в Москве внушительное число органных площадок, каждая из которых обладает своими художественными возможностями. Скажем, орган в Доме музыки представляет собой самый современный тип инструмента, который, кроме 84 регистров (то есть инструментальных тембров), обладает компьютерной памятью. Так что органист волен создавать любые красочные комбинации, программировать их, а во время концерта путем нажатия кнопки мгновенно менять звучность. Динамические параметры этого органа легко пробивают ватную акустику Светлановского зала.
Инструмент, установленный в Кафедральном соборе, швейцарского происхождения. Он был построен в 1955 году швейцарской фирмой «Kuhn» для Евангелистско-реформаторского собора в Базеле, а ныне передан в дар католической общине в Москве. По количеству регистров – 74 – он ненамного уступает своему собрату из ММДМ. Однако, помещенный в соборную акустику, он требует иного исполнительского подхода. Даже совсем тихий звук легко заполняет пространство, а громовые раскаты «короля инструментов» вовсе не так устрашающе прямолинейны, как в акустике концертного зала. Об этом можно было судить, сравнивая звучание живописного опуса Оресте Раванелло «Тема с вариациями» в исполнении Клеменса Шнорра в ММДМ и Роберто Миккони, органиста Базилики Сан-Марко в Кафедральном соборе. И потом – здесь церковная аура, атмосфера духовной благодати завораживает. Поэтому даже такие заигранные опусы – как, например, Токката и фуга ре минор Баха, сыгранная на инаугурации в Кафедральном соборе органистом Алексеем Паршиным, – наполняются новым смыслом, получая огромный духовный заряд.
А вот в очень красивом Портретном зале Госпиталя имени Бурденко установили электронный орган. Не стоит думать, что это инструмент второго сорта. Между прочим, даже в Ватикане, как свидетельствует Джеймс Гётше, органист собора Св. Петра, во время службы Понтифика в Сикстинской капелле используется именно электроорган. В Госпитале имени Бурденко орган будет участвовать в особой программе музыкальной терапии.
В то время, когда привычные формы академической музыки все больше подвергаются влиянию шоу-бизнеса, органное искусство может себе позволить проповедовать вечные ценности.