«Фестивализация» столичной концертной жизни нарастает, как снежный ком: «Приношение Олегу Кагану» идет на фоне «Московской осени», «Декабрьские вечера» пересекаются с «Русской зимой», а январское «Возвращение» плавно сменяют монографические изыски типа «Моцартианы» или Брамс-феста, а там уж недалеко и до Пасхального, не считая всякой мелочи. При этом слушатель оказывается в замкнутом круге десятка исполнителей, едва успевающих перебегать из одного концертного зала в другой. Создается впечатление, что многие музыканты уже не рискуют просто исполнять музыку – вне фестивального ажиотажа и без рекламного навязывания. Ведь если в столице в один вечер может проходить порядка 70 концертов, то боязнь потеряться вполне понятна.
На этом фоне рождение еще одного фестиваля не впечатляет и событием не выглядит, хотя в амплуа арт-директора и выступает пианист Денис Мацуев. Теоретически организаторы, конечно, обосновали свой брэнд – «Крещендо», – но откровенно говоря, фестивальные концерты так и не прояснили скрытого подтекста слишком замысловатого для широкой публики названия.
Концепцию «Крещендо» нельзя назвать сколько-нибудь оригинальной: Мацуев решил дать карт-бланш своему исполнительскому поколению – пусть молодые лишний раз поиграют на исторической родине, так как в большинстве своем они добиваются признания вдали от дыма отечества. А если учесть, что уже 8 лет подобную линию успешно проводит «Возвращение», то возникает естественный знак вопроса. Впрочем, пересечения здесь не только идейные, но во многом и по составу музыкантов: к примеру, Екатерина Апекишева, Максим Рысанов, Борис Андрианов – постоянные участники «Возвращения».
На открытии с большим отрывом лидировал Алексей Огринчук – феноменальный гобоист, показавший себя зрелым мастером в оркестровой пьесе Канчели «В гостях у детства» и блестящим виртуозом на пару с отличным кларнетистом Игорем Федоровым в фантазии Ловрельо на темы беллиниевской «Нормы». Именно тонкость, удивительные краски (вплоть до самых тишайших), которые даже трудно представить у гобоя, останутся в памяти от этого фестиваля.
Странным курьезом стало выступление Борислава Струлева – «виолончелиста высоких оборотов», который, как гласит буклет, активно осваивает музыкальное пространство США. «Вариации на тему рококо» Чайковского показали, что вкус и чувство меры для него менее важны, чем эпатаж и демонстрация темперамента вразрез с музыкой. А его «призывные» взгляды в сторону дирижера Дениса Лотоева (ассистент Федосеева в БСО) и вовсе выглядели двусмысленной карикатурой.
Элемент буффонады был заметной составляющей программ «Крещендо». Фестиваль символично открывался «Гипотетической симфонией» молодого композитора Дмитрия Курляндского, которая вся сплошь аллюзия на хиты из хитов вроде Неоконченной симфонии Шуберта или Четвертой Чайковского: местами остроумно, порой шаблонно, а в целом проигрывает при дальнейшем сопоставлении с Первым концертом Шостаковича (с Екатериной Мечетиной в качестве солистки), где автор не только иронизирует, но и говорит от имени своего собственного «я».
Дальше были и выступление Пермского театра с балетами Баланчина и Мацуевым за роялем («НГ» от 15.02.05), и джазовый вечер, где участники, отрешившись от имиджа академизма, устроили джазовый сейшн под управлением Георгия Гараняна.