0
937
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2005 00:00:00

С кого вы пляшете балет?

Тэги: золотая маска, пермь, баланчин, балет


Уже не в первый раз эксперты "Золотой маски", довольные исполнением балетов Джорджа Баланчина в Пермском театре оперы и балета, включают уральско-американские танцы в фестивальную программу. В этом сезоне номинированный на "Маску" балет "Серенада" проходит по линии сразу двух фестивалей: выступление пермской труппы приурочено не к срокам проведения "Маски", а к музыкальному фестивалю "Крещендо". Оно и понятно: худрук "Крещендо" – пианист Денис Мацуев, тот самый, что солирует на фортепиано в "Балле империал", одном из двух произведений Баланчина, включенных в гастроли пермяков.

"Балле империал" – давняя работа театра, которая уже выигрывала "Золотую маску". "Серенаду", премьеру прошлого сезона, уральцам станцевать и проще, и сложнее того победного спектакля. Легче потому, что, во-первых, номинированный балет – почти сплошь женский, а женская часть труппы в Перми гораздо сильнее мужской, а во-вторых, этим спектаклем Баланчин начал свою работу в Америке, имея в распоряжении отнюдь не сильных танцовщиц. Так что технически балет достаточно прост. Вот стилистически – дело другое.

"Балле империал" в глазах наших артистов похож на каких-нибудь наяд или дриад из Петипа. Это имеет слабое отношение к правде, так что балет с трудом, но выдерживает безудержное "обрусение". "Серенада" же ни на что родное не похожа, она – образец чистого баланчинизма, когда длинные тюники и быстро перебирающие стопы принадлежат девушкам с психофизикой ХХ века. У нас, впрочем, всегда перевешивают привычки, и "Серенаду" российские танцовщицы неправомочно притягивают к "Шопениане", чего не избежали и пермяки.

И проблемы исполнительской техники наших театров не обошли Пермь. Слабо работающие стопы – вещь гибельная для хореографии Баланчина, а со стопами у нас традиционно плохо. Поэтому смотреть в пермской "Серенаде" надо на корпус и руки. Вот здесь заметны следы репетиторской работы постановщиков из Фонда Баланчина. О фирменной позе баланчинских балетов – по диагонали к зрителю и с акцентом на бедро – пермские танцовщицы вспоминают не реже, а то и чаще московских и петербургских товарок. Правда, они делают это по-русски и по-пермски: в середине "Серенады", там, куда Баланчин поместил финал музыки Чайковского, на сцене и не балерины будто, а березки на ветру. Или плакучие ивы. А номинантка "Золотой маски", главная солистка "Серенады" Елена Кулагина в принципе понимает, что делает, радуя во многих эпизодах, но местами пережимает с изобразительностью: глубоко "подводное течение" балета, предоставляющее возможность чуть намекнуть о неком любовном конфликте, у Кулагиной стало не намеком, а разговором в полный голос.

Неизвестно, что решит жюри "Маски": в ее афише есть и другие балеты кроме баланчинских. К сожалению, о Баланчине из ГАБТа речь вообще не идет: москвичи так плохо справились с его текстами, что вообще не попали в "Маску" со своими "Агоном", "Симфонией до-мажор" и "Кончерто барокко". Мариинский балет, конкурента Перми в Баланчине, автору этих строк довелось видеть в декабре прошлого года. Питерцы были лучше москвичей и уральцев, хотя и со своими недостатками, главный из которых – будничный подход к тексту: ну нате вам еще одного Баланчина из Мариинки. На этом фоне пермские артисты выигрывают в исполнительской честности и в интересе к предложенной работе – конечно, по возможностям труппы, но зато на пределе имеющихся сил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
751
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2496
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1683
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1304

Другие новости