0
817
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2005 00:00:00

Любовный треугольник для заводского вредителя

Тэги: габт, шостакович, премьера


В Большом театре готовят к премьере балет «Болт». Это второе за последние годы обращение хореографа Алексея Ратманского к музыке Шостаковича и еще одна попытка (первая, со «Светлым ручьем», была удачной) вернуть к жизни балетный проект композитора, отвергнутый при рождении, – не в последнюю очередь из-за того, что современники категорически не приняли готовый спектакль.

«Болт» был сделан в 1931 году и прошел всего один раз. Хотя по поводу спектакля и не выходила разгромная передовица в «Правде», как о «Светлом ручье», но балет получил уничтожающие рецензии. Даже актуальный для начала тридцатых годов сюжет о разоблачении вредителя, подкладывающего болт в станок, не помог ни композитору, ни хореографу Федору Лопухову. Сочиненные им «танцы машин» показались издевательством над трудовым процессом, положительные рабочие с комсомольцами вызвали гневную отповедь «не похоже», а сатирическое обозрение гротескных типажей с улицы показалось слишком колоритным: а где их уничтожающая критика?

Ратманский, как и в «Светлом ручье», в новом спектакле снова не побоялся обратиться к оригинальному либретто. А о либретто этом с самого начала говорили как о «сказочно идиотском», подчеркивая, что по сравнению со сценарием «Болта» либретто «Раймонды» и «Коппелии» – это пьесы Шекспира. Но Ратманский уверен: раз Шостакович не постеснялся написать на этот идиотизм музыку, то и ему не грех попробовать.

Тем не менее с постановкой есть большие трудности. История о положительном бригадире Борисе, которого несправедливо подозревают в поломке завода, и о торжестве социалистической законности в финале построена на искреннем сочувствии массовой социальной истерии сталинских времен – охоте за вредителями. Сегодня это мало кого может вдохновить. В балете останутся танцы Бюрократа и Соглашателя, но из списка персонажей убран любящий выпить поп Поднебесненский: борьба с «религиозным дурманом» нынче не в моде. Былой отрицательный герой Ленька Гульба в новом «Болте» не столь плох, как и былые отличники эпохи – Борис и его невеста, секретарь комсомольской ячейки Ольга, – совсем не ослепительно хороши. В сюжет вводится любовный треугольник: оказывается, у маргинала Леньки и Ольги был роман, но Ольга с места в карьер и не без конъюнктуры выступает в числе главных гонителей Гульбы, потому что заводской бригадир – более перспективный жених. И вся история с болтом препарирована в современном ключе, как конфликт человека и машины. Леньку и с работы выгоняют несправедливо: как говорит хореограф, он просто попался под руку, когда остановил станок, чтобы отдохнуть и выпить кефирчик. А «вредительский» поступок трактуется как жест отчаяния, неадекватная реакция в состоянии аффекта, спровоцированная обществом. Ратманский делает спектакль об индивидуалисте, которому одиноко на всеобщем «празднике труда».

Эпоха конструктивизма обыграна в декорациях Семена Пастуха. На сцене появятся радиоуправляемые фигуры огромных сварщиков-роботов и «танцующие» декорации, которые в иные моменты будут двигаться одновременно с танцовщиками. В балете четыре картины – цех, пивная, поломка завода и дивертисмент Красной Армии, который был в оригинальном либретто. В пивной собираются приятели Леньки – люди, которые не вписались в систему, ее невольные диссиденты. Ратманский надеется в значительной степени снять откровенный блатной налет, который был на «плохих» персонажах старого «Болта». Даже оторва по имени Манька Фарт у него не щеголяет кличкой, а, как уверяет Ратманский, просто имеет такую фамилию: ее родители были Фартами.

Главную идею хореографа трудно осуществить при откровенно сатирической музыке. Впрочем, Ратманский признается, что именно непреодолимые трудности ему нравится преодолеть на практике. По мнению хореографа, в двадцатые годы люди искусства постоянно ставили себе непосильные задачи, именно поэтому в искусстве появилось столько формальных открытий, которые мы до сих пор используем.

┘Третий балет Шостаковича, «Золотой век», Ратманский ставить не будет: боится повторов на материале, сходном по времени, музыке и стилю. Довести до конца лелеемый Ратманским проект триады балетов Шостаковича предложено Юрию Григоровичу. В следующем сезоне он приглашен в ГАБТ восстановить свой старый советский спектакль «Золотой век». И возможно, что не стилизации аполитичного Ратманского, а реанимация слабого хореографически и конъюнктурного идеологически балета Григоровича принесет театру неплохие дивиденды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
781
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости