«Риверданс»: не мюзикл, не спектакль, не гала-концерт и не народный балет.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Все, кто имел несчастье купить билеты на концерты в Кремлевский дворец, знают: проход зрителей организован так, чтобы люди как можно дольше стояли в очереди и как можно сильнее замерзли зимой. Шоу «Риверданс» исключением не стало. В семь часов, когда ирландские танцы должны были начаться, «хвост» в Александровском саду тянулся на добрый километр, а в половине восьмого публика в зале проявляла сильнейшие признаки нетерпения. И крики «кончай тянуть волынку!» относились вовсе не к качеству игры заезжего ирландского оркестрика.
Скажем сразу: все, что зрители ожидали, они получили. Дробный перестук слаженных каблуков, бесконечные «веревочки», сплетенные быстрыми ногами, много дыма, прожектора, бьющие по глазам, кельтские песни или игра на скрипке в перерывах между танцами, чтобы исполнители отдышались и переоделись. Фирменный облик: у женщин – короткие юбочки, черные колготки и грива распущенных волос, у мужчин – черный или, наоборот, белый костюм, иной раз для разнообразия украшаемый жилеткой. Фон – слайды на заднике: облака, кровавые закаты, символические волны реки или небоскребы Нью-Йорка – города, куда эмигрировали тысячи ирландцев (ирландские корни имели, к примеру, семья Кеннеди или Грейс Келли, кинозвезда и принцесса Монако).
Оказалось, этого вполне достаточно, чтобы иметь популярность вот уже 11 лет (кстати, такой успех стал абсолютно неожиданным для продюсеров «Риверданса», теперь они признаются, что в 1994 году запланировали лишь четырехнедельные гастроли). А что в «Ривердансе» нет никакой драматургии, что этот слегка театрализованный концерт слеплен на скорую руку, что оформление сделано по принципу «быстро установить и скоренько собрать» – никого не колышет.
Когда творцы «Риверданса» подметили, что грохот танцующих каблуков в принципе оказывает на публику магнетическое действие, они включили в программу стукачей со всего света. И немного клюквы для страны гастрольного пребывания не помешает, мудро решили продюсеры. Так в ирландском шоу оказались подражатели танцам ансамбля Моисеева – мальчики в косоворотках, лихо исполняющие присядку и «козла». Такой раз-два-три, казачок – и зрители расплываются в довольных улыбках. Была еще исполнительница фламенко (тоже, надо сказать, ни к селу, ни к городу, хотя, с другой стороны, публика имеет разнообразие – в ирландском танце руки смирные, а во фламенко вьются змеей). И два танцующих негра, которые участвуют в лучшем эпизоде шоу – встрече ирландских чечеточников с американскими, кто кого перепляшет. Через два типа чечетки сталкиваются этнические особенности, и интересно смотреть, как ирландские прямые спины, скрещенные выворотные ступни и руки по швам соперничают с откляченными задницами, параллельно работающими ногами, разболтанными кистями и согнутыми торсами танцующих американцев.
Поскольку проект вначале был рассчитан на ирландскую публику, некое подобие сюжета крутится вокруг ирландского патриотизма. С первых слов за кадром все пропитано национальным пафосом («Мы вышли из тьмы и ночи, и нас не побить, как посевы на полях») до финальной ностальгии потомка эмигрантов, спустя поколения приехавшего из Америки на родину предков («Домой вернулось сердце»). То и дело поминается очаг в доме, тяготы суровой жизни и любовь к родным местам. Впрочем, сентиментальные словеса воспринимаются абсолютно формально, как некий ритуал. Не важно, что без программки нельзя понять, когда танцуют из-за прихода весны, а когда после сбора урожая. И не важно, что большинство в зале знать не знает, кто такой Кухулин, хотя публике горестно сообщают, что он умер.
«Риверданс» рекламируется с позиций отрицания: «Не мюзикл, не спектакль, не гала-концерт и не народный балет». И, честное слово, никогда не приходилось читать более правдивой рекламы.