0
847
Газета Культура Интернет-версия

08.02.2005 00:00:00

Хорошо стучим!

Тэги: риверданс, концерт


риверданс, концерт «Риверданс»: не мюзикл, не спектакль, не гала-концерт и не народный балет.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Все, кто имел несчастье купить билеты на концерты в Кремлевский дворец, знают: проход зрителей организован так, чтобы люди как можно дольше стояли в очереди и как можно сильнее замерзли зимой. Шоу «Риверданс» исключением не стало. В семь часов, когда ирландские танцы должны были начаться, «хвост» в Александровском саду тянулся на добрый километр, а в половине восьмого публика в зале проявляла сильнейшие признаки нетерпения. И крики «кончай тянуть волынку!» относились вовсе не к качеству игры заезжего ирландского оркестрика.

Скажем сразу: все, что зрители ожидали, они получили. Дробный перестук слаженных каблуков, бесконечные «веревочки», сплетенные быстрыми ногами, много дыма, прожектора, бьющие по глазам, кельтские песни или игра на скрипке в перерывах между танцами, чтобы исполнители отдышались и переоделись. Фирменный облик: у женщин – короткие юбочки, черные колготки и грива распущенных волос, у мужчин – черный или, наоборот, белый костюм, иной раз для разнообразия украшаемый жилеткой. Фон – слайды на заднике: облака, кровавые закаты, символические волны реки или небоскребы Нью-Йорка – города, куда эмигрировали тысячи ирландцев (ирландские корни имели, к примеру, семья Кеннеди или Грейс Келли, кинозвезда и принцесса Монако).

Оказалось, этого вполне достаточно, чтобы иметь популярность вот уже 11 лет (кстати, такой успех стал абсолютно неожиданным для продюсеров «Риверданса», теперь они признаются, что в 1994 году запланировали лишь четырехнедельные гастроли). А что в «Ривердансе» нет никакой драматургии, что этот слегка театрализованный концерт слеплен на скорую руку, что оформление сделано по принципу «быстро установить и скоренько собрать» – никого не колышет.

Когда творцы «Риверданса» подметили, что грохот танцующих каблуков в принципе оказывает на публику магнетическое действие, они включили в программу стукачей со всего света. И немного клюквы для страны гастрольного пребывания не помешает, мудро решили продюсеры. Так в ирландском шоу оказались подражатели танцам ансамбля Моисеева – мальчики в косоворотках, лихо исполняющие присядку и «козла». Такой раз-два-три, казачок – и зрители расплываются в довольных улыбках. Была еще исполнительница фламенко (тоже, надо сказать, ни к селу, ни к городу, хотя, с другой стороны, публика имеет разнообразие – в ирландском танце руки смирные, а во фламенко вьются змеей). И два танцующих негра, которые участвуют в лучшем эпизоде шоу – встрече ирландских чечеточников с американскими, кто кого перепляшет. Через два типа чечетки сталкиваются этнические особенности, и интересно смотреть, как ирландские прямые спины, скрещенные выворотные ступни и руки по швам соперничают с откляченными задницами, параллельно работающими ногами, разболтанными кистями и согнутыми торсами танцующих американцев.

Поскольку проект вначале был рассчитан на ирландскую публику, некое подобие сюжета крутится вокруг ирландского патриотизма. С первых слов за кадром все пропитано национальным пафосом («Мы вышли из тьмы и ночи, и нас не побить, как посевы на полях») до финальной ностальгии потомка эмигрантов, спустя поколения приехавшего из Америки на родину предков («Домой вернулось сердце»). То и дело поминается очаг в доме, тяготы суровой жизни и любовь к родным местам. Впрочем, сентиментальные словеса воспринимаются абсолютно формально, как некий ритуал. Не важно, что без программки нельзя понять, когда танцуют из-за прихода весны, а когда после сбора урожая. И не важно, что большинство в зале знать не знает, кто такой Кухулин, хотя публике горестно сообщают, что он умер.

«Риверданс» рекламируется с позиций отрицания: «Не мюзикл, не спектакль, не гала-концерт и не народный балет». И, честное слово, никогда не приходилось читать более правдивой рекламы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости