Пойдет ли Михаил Лавровский по стопам Григоровича, покажет только время.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко объявило о том, что начиная со следующего сезона художественным руководителем балетной труппы станет выдающийся танцовщик, балетмейстер и педагог народный артист СССР Михаил Лавровский. Он заменит на этом посту Дмитрия Брянцева, не менее титулованного специалиста, пропавшего летом прошлого года в Праге при так и не выясненных обстоятельствах. Брянцев вышел из своего номера в одной из самых дорогих гостиниц чешской столицы, не взяв с собой ни вещей, ни документов.
Даже ближайшие коллеги хореографа, народного артиста, лауреата Госпремии etc., как выяснилось, не знали о том, что у Брянцева в Чехии – свой небольшой гостиничный бизнес, с которым тот решил расстаться или даже успел расстаться и подумывал о новом вложении денег...
Новый сезон театр начал с объявления о коллективном руководстве балета, и вот спустя год все-таки решили, что ждать долее нельзя.
Михаил Лавровский, сын выдающегося балетмейстера Леонида Лавровского и балерины Елены Чикваидзе, в прошлом – солист Большого театра. Закончив танцевать, перешел на преподавательскую деятельность. Поставил несколько балетов, в том числе для труппы Большого театра. Лауреат Ленинской и Государственной премий России. Народный артист СССР. В последние годы много работал в драматическом театре – в частности, с Валерием Фокиным и Иосифом Райхельгаузом. Год назад поставил «Ромео и Джульетту» в Саратовском академическом театре оперы и балеты – можно сказать, по мотивам знаменитого спектакля своего отца, того самого, что был поставлен впервые в середине прошлого века и восстановлен в Большом в самом конце столетия. В Большом продолжает работать как педагог-репетитор. Два года назад стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства за выдающиеся достижения в балетном искусстве и за педагогическую деятельность в Большом, где он разучивал с молодыми роли классического репертуара.
Лавровского можно назвать апологетом классических традиций, которые он отстаивает не только в танце, но и во всех своих публичных выступлениях. Так что в определенном смысле приход Лавровского в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко можно рассматривать как реплику или реакцию на модернизацию в балете Большого. Туда приходит Ратманский, а мы, мол, выбираем Лавровского.
К слову, одно время – одну или две смены художественной администрации назад – говорили как раз о возможности приглашения Лавровского в Большой театр руководить балетом. Впрочем, сам Михаил Леонидович на вопрос об этом рассказывал вскоре после этой истории так: «Мне лично никто не говорил, что я баллотируюсь на пост художественного руководителя балета Большого театра. Корреспонденты спрашивали, со стороны люди говорили, что будто где-то моя фамилия всплывала. Я сам ни от кого из руководства нашей страны и Министерства культуры такой информации не имел».
Говоря о собственных планах, он тем не менее никогда не забывал о Большом: «Что касается моих творческих планов – конечно, я бы очень хотел поставить большой спектакль в Большом театре. Труппа Большого театра для меня – это лучшая труппа в мире. И солисты, и кордебалет, но это вариант нереальный. Для этого надо или самому иметь власть, чтобы что-то делать, или иметь какую-то серьезную поддержку: мне ведь очень помог наш великий хореограф Юрий Николаевич Григорович, когда он являлся художественным руководителем Большого театра. Он дал мне возможность поставить одноактный спектакль «Фантазии на тему Казановы» на музыку Моцарта».
Для балетоманов со стажем появляется кое-какая интрига: в Большом выходит «Болт» в хореографии Алексея Ратманского – балет, над которым много лет трудился Григорович, но так и не успел его поставить. И эта премьера, судя по всему, ставит точку в ряду восстановлений григоровичевских больших шедевров, а в это время в соседний театр к руководству балетом приходит человек, для которого Григорович – по-прежнему царь и бог: «У Григоровича есть вкус, помимо таланта хореографа великого и режиссерского таланта. То, что он делает, мне лично нравится».
А в искусстве интрига – пожалуй, один из главных двигателей.