Юрию Григоровичу удалось поднять престиж Международного конкурса артистов балета.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Если с позиций сегодняшнего дня вспоминать Первый международный конкурс артистов балета в Москве (был 1969 год, и Михаил Барышников получил золотую медаль), то воспоминания будут неоднозначные. С одной стороны, проект, задействованный в стране «лучшего в мире балета», несомненно, стал интересным и многообещающим: на первых соревнованиях уровень конкурсантов оказался очень сильным. Но странное судейство, замешенное на идеологических установках «сверху» (балетоманы хорошо помнят, как на первом конкурсе давили на жюри во главе с сопротивлявшейся Галиной Улановой, требуя не давать приза блистательной американке Еве Евдокимовой), уже тогда смазало художественные впечатления.
С годами конкуренция стала очень острой – ныне в мире балетных соревнований что грибов после дождя. И статус конкурса, скажем так, не сильно рос в глазах мировой балетной общественности (после случая с Евдокимовой бессменным председателем жюри стал Юрий Григорович). Работа в составе жюри иногда производила на зарубежных участников столь сильное впечатление, что спустя годы они вспоминали об этом с чувством, похожим на потрясение. Так, голландец Руди ван Данциг публично, прямо на сцене Большого театра, удивился, когда его награждали призом «Бенуа де ла Данс» (там тоже руководит Григорович): как это ему, ван Данцигу, дали «Бенуа», если он – в качестве члена жюри московского конкурса – не хотел соглашаться с давлением председателя...
Последние конкурсы уровнем балетного исполнения и соответственно качеством соревнования, увы, не очень радовали, в том числе и организаторов (хотя к третьему туру всегда остаются неплохие танцовщики, среди которых можно выбрать достойных награды). Именно для повышения уровня на этот раз ввели предварительный видеопросмотр кандидатов, чтобы не приезжали откровенно слабые, но финансово обеспеченные девочки и мальчики (оргкомитет оплачивает гостиницу и еду, а за дорогу, по условиям московского конкурса, платят сами участники).
Как бы то ни было, проект успешно существует, а поскольку между соседними балетными соревнованиями проходит четыре года, то в июне 2005 года на сцене Большого театра состоится юбилейный, десятый международный конкурс артистов балета и хореографов. Об этом сообщили его организаторы на пресс-конференции. Обозреватель «НГ» от души надеется на лучшее: приедут хорошие артисты из ведущих балетных стран, Россия не ударит в грязь лицом перед гостями, хореографы тоже проявят чудеса, и каждый получит по заслугам.
В составе жюри (под председательством Григоровича) – его жена Наталья Бессмертнова, соратник Михаил Лавровский и худрук питерской Академии балета имени Вагановой Алтынай Асылмуратова. Из ближнего зарубежья приедет Валентин Елизарьев – начальник балета Большого театра Беларуси. Заграницу, среди прочих, представляют Наталья Макарова, глава балетной школы театра «Ла Скала» Анна-Мария Прина (они уже судили в Москве), директор Баварской академии балета Констанс Вернон, известный хореограф, возглавляющий Цюрихский балет, Хайнц Шперли и руководитель балета Оперы Бордо Шарль Жюд. На вопрос журналиста, почему в составе жюри нет теоретиков балета, член оргкомитета и главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская самокритично ответила, что «не все критики и балетоведы из присутствующих в зале владеют знанием текстов балетов и пониманием техники исполнения».
Принцип проведения конкурса остается прежним: две возрастные группы, старшая и младшая; три тура, в рамках которых соискатели должны исполнить вариации или дуэты из классических балетов, а также два номера современной хореографии. Конкурс хореографов – без возрастного предела – пройдет в рамках первого тура, приветствуются любые стили хореографии. Претендент представляет два сочинения, сольное и ансамблевое (до трех исполнителей), один из номеров должен быть поставлен на артиста-конкурсанта, а другой могут станцевать как участники конкурса исполнителей, так и «сторонние» артисты. Лауреаты других балетных конкурсов не проходят отборочного видеопросмотра, а пропускаются на первый тур автоматически.
На сегодняшний день, когда прием заявок еще не завершен, их подано 109 (верхний допустимый предел организаторами установлен в 150 человек), из них 10 – заявки от хореографов Польши, Украины, Казахстана, Японии и России. Призовой фонд конкурса – 241 тыс. долл., включая Гран-при – 15 тыс. В рамках события пройдет круглый стол, посвященный острой проблеме – переквалификации вышедших на пенсию артистов балета (напомню, что артистам в тот момент, как правило, меньше сорока лет). Поскольку конкурс юбилейный, к его открытию планируется выпустить книгу и DVD о всех десяти соревнованиях.