В период любви Берлинского фестиваля к российскому кино Вадим Абдрашитов и Марлен Хуциев были там желанными гостями.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Почему за Берлинским кинофестивалем укрепилась слава самого «интернационального» и самого политкорректного фестиваля – не очень понятно. Ну да, Берлинале больше, чем, наверное, Канны и Венеция, отдает должное проблемам эмигрантов, иммигрантов и прочих мигрантов. Он вручает «Золотых медведей» немецким режиссерам турецкого происхождения за фильм «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Но ведь фильм-то, который у нас в прокате пошел под названием «Головой о стену», и впрямь хорош со всех сторон. А что касается политкорректности, так кто ею не грешит? Канны? Венеция? Но если вспомнить последние каннские награды, то неужели Майкл Мур получил «Золотую пальмовую ветвь» исключительно за выдающиеся художественные особенности своего фильма «Фаренгейт 9/11»? А если вспомнить предыдущие предпочтения тех же Канн? «Пианист» Романа Полански – что это, как не дань той самой политкорректности?
Очень долго Берлинский фестиваль был для нас тайной за семью печатями. Все знали, что в Западном Берлине каждый год проходит престижный кинофестиваль, но все делали вид, что не знают. Как, собственно, все делали вид, что не знают о существовании Берлинской стены, о существовании Западной части Берлина, равно как и о том, что отечественный кинематограф все-таки «светился» на этом самом не признаваемом нами фестивале. Каждый раз, когда мы получали там награды, киношное чиновничество оказывалось в глупом положении: с одной стороны – гордость за отечественный кинематограф, с другой – невозможность радоваться «постыдным» империалистическим премиям. Так и не узнала широкая публика о том, что два раза наше кино получило-таки «Золотых львов». Первый «Лев» был присужден Ларисе Шепитько за «Восхождение», второй – Глебу Панфилову за «Тему».
Но как только рухнула Берлинская стена, оказалось, что Берлинале – «наш» фестиваль. В конкурсной/внеконкурсной программах наше кино не только замелькало, но и дало фору всем остальным – «Астенический синдром» Киры Муратовой, «Пьеса для пассажира» и «Слуга» Вадима Абдрашитова, «Бесконечность» Марлена Хуциева, «Русский бунт» Александра Прошкина. Надо отдать должное тогдашнему отборщику российского кино Хансу Шлегелю – он знал толк в нашем кино. К сожалению, сменилась команда, Шлегель в ней уже не работает, и Берлинале перестал быть «нашим» фестивалем.
С 1998 года нас в конкурсе не было. Зато мы были в других, параллельных программах. Сказать, что мы там «не прозвучали» за последнее время, – мало. Мы там попросту опозорились – что в прошлом, что в позапрошлом году. В прошлом, например, мы привезли фильм «Я люблю тебя», немощную попытку художественно оправдать однополую любовь. Да кто бы против, пусть она будет, однополая любовь-то. Только сделали бы талантливо – никто и слова не сказал бы...
На сей раз Берлин заинтересовался проблемами Африки. В этом году нам обещают «Отель «Руанда» Терри Джонса, «Иногда в апреле» Рауля Пека, «От человека к человеку» Режиса Варнье и даже «Кармен» в исполнении темнокожих актеров. А самая внушительная команда приедет из Франции – примерно треть конкурсных фильмов.
Ну и для нас самое главное – приедет российское кино в виде Александра Сокурова с картиной «Солнце». Для Сокурова это, конечно, маленький шажок вниз – он ведь последние годы все больше в Канны┘ Но в Каннах он не встретил того приема, на который рассчитывал, – за «Молоха» получил приз Юрий Арабов как лучший сценарист, за «Тельца» и «Русский ковчег» – вообще ничего, за «Отца и сына» – только лишь приз критиков, да и то сомнительный, учитывая, что президентом ФИПРЕССИ был наш человек. Одним словом, решил Сокуров спуститься на полступеньки, отдав свою новую ленту хоть и престижному, но все же не такому, как Каннский, фестивалю. Глядишь – и воссияет его «Солнце».
В последнее время Берлин упрекают не только за излишнюю политкорректность, но и за слишком пристальное внимание к голливудской продукции. Что есть, то есть. Берлинская программа, как никакая другая, насыщена разного рода триллерами и комедиями не самого высокого пошиба. А в этом году легкая «попсовость» Берлинале усугубляется еще и тем, что возглавлять жюри пригласили американского режиссера Роланда Эммериха, создателя таких блокбастеров, как «День независимости», «Годзилла», прямо скажем, режиссера средненького, хоть и «кассового». Положа руку на сердце, Эммерих для фестиваля такого уровня – выбор не самый удачный, дающий возможность всерьез упрекать организаторов фестиваля в измене избранному когда-то курсу на качество и уходе в «попсу».