Художественному руководителю балета Большого театра удалось поразить своих зарубежных коллег.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Два года назад в Великобритании впервые в истории балета на рабочее совещание собрались главы ведущих балетных трупп мира. И поплакались друг другу в жилетку. Россию на слете представлял тогдашний худрук балета Большого театра Борис Акимов, который с радостным изумлением обнаружил, что в своих проблемах не одинок, а худруковские трудности во многом схожи, что в богатой Америке, что в бедной России.
В январе нынешнего года худруки снова собрались на совещание в Британии. Наша страна была представлена Большим театром в лице главы балета Алексея Ратманского (Махар Вазиев из Мариинского театра мероприятие опять проигнорировал). Список балетных проблем не особо изменился за два года, и обсуждение крутилось вокруг давно наболевшего. Где брать хореографов? Как изыскивать немалые деньги, потребные на жизнедеятельность балетных трупп? Чем заманивать в театры публику?
Худруки разделились по интересам – на директоров-хореографов и директоров-кураторов. Но и те и другие активно ратовали за всевозможные workshops и танцевальные фестивали, которые дадут балетной молодежи возможность ставить, а значит, помогут если и не решить, то смягчить всемирный кризис талантов в области хореографии. «У нас в последние несколько десятилетий все достижения русского балета – либо реконструкция прошлых спектаклей, либо освоение текстов, созданных не нами, – говорит Ратманский. – Решать эту проблему можно только постоянными пробами».
Гости из драмтеатров, приглашенные на слет, рассказали, что современные актеры часто не умеют произносить слова. В балете - та же проблема: мало кто умеет рассказать хореографический текст адекватно стилю, чтобы исполнение «Спящей красавицы» отличалось от «Жизели». У нас в стране сие особенно важно, что показали, в частности, последние премьеры ГАБТа – и балеты Баланчина, и спектакль Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь» были исполнительски похожи и, вместе взятые, напоминали нечто среднестатистическое под названием «так танцуют в Большом театре».
По словам Ратманского, его рассказ о существующей на сегодняшний день значительной господдержке ГАБТа для западных коллег прозвучал как музыка: действующие в неустойчивой атмосфере частных фондов и прочих неопределенностей, тамошние худруки стосковались по патернализму (что не мешало, например, Американскому театру балета иметь годовой бюджет в 30 миллионов долларов без пенсионного фонда).
Из участников съезда, а это двадцать шесть директоров с четырех континентов, мало кто мог похвастаться особой лаской государства: даже Королевский балет Ковент-Гардена – и тот выживает прежде всего за счет спонсоров. А это автоматически влечет за собой букет проблем. Должен ли театр прежде всего ставить балеты, которые обязательно понравятся людям, дающим театру средства? Или отстаивать свободу?
Но когда социализма в условиях существования слишком много, это тоже действует губительно. Съезд худруков с тревогой отметил критическую ситуацию в Швеции, где после заботливого указа правительства наступил полный абсурд: власти решили, что балетная пенсия должна выплачиваться лишь в 67 лет, а до этого возраста артист волен оставаться в труппе. Торжество геронтологии неминуемо приведет к тому, что танцевать станет некому, так как штатное расписание будет забито ожидающими пенсии стариками.
Слова «баланс интересов» стали наиболее часто употребляемыми на этом балетном совещании. Баланс между классикой и современными постановками в афише, между молодежью и заслуженными артистами, между привычками широкой публики видеть балерину в пачке и на пуантах и желанием творцов делать нечто новое. Кстати говоря, к привлечению публики иностранные директора относятся творчески и постоянно что-то придумывают. Балетный директор из Китая поделился опытом, как «по заданию партии и правительства» китайские худруки взялись приблизить полученную от советских педагогов классическую балетную традицию к миллиарду местного населения – они объединяют классику с народными танцами, боевыми искусствами и кино (привлечен даже знаменитый кинорежиссер Джан Имоу). А в одном из лондонских театров регулярно объявляется день, когда все (все!) билеты на любое место стоят десять фунтов. «В этот день на спектакль приходят небогатые молодые люди, которые могут пойти в книжный магазин и купить книгу, но не могут приобрести гораздо более дорогой билет в театр, – говорит Ратманский. – Это та самая публика, которую очень хорошо иметь как зрителей балетов».
Остается мечтать, что однажды Большой театр объявит день, когда все билеты будут стоить сто рублей.