Последним лауреатом премии имени Шостаковича был Максим Венгеров.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Старый год – високосный, между прочим, – все дальше уходит в историю со всеми своими достижениями, потерями, смертями и обретениями. Новый год начинается с того, что и должно быть, – музыкальная жизнь продолжается, причем она действительно становится на наших глазах и лучше, и веселей, но и проблемней тоже, чего уж греха таить. Поговорить о проблемах мы всегда успеем, а сегодня о более приятных материях.
Ближайший юбилей на музыкальной ниве – двойной: 60 лет нашему самому долгоиграющему струнному квартету – Квартету имени Бородина и 80 лет его патриарху и отцу-основателю Валентину Берлинскому. В далеком 1944-м студенты-мечтатели создали струнный квартет, он оказался живучим и в 1955-м получил имя многостаночного классика русской химии и музыки. Кто только из великих не солировал со славным коллективом: Юдина, Нейгауз, Кнушевицкий, Ойстрах, Оборин, Рихтер. А сегодня «бородинцы» (в квартете сменилось несколько поколений и составов, кроме неизменного Берлинского) воспринимаются не меньше чем монумент отечественного квартетного искусства – безоговорочный и почти безальтернативный. Это уже как воздух, как само собой разумеющееся. Свои традиции, своя школа, свой конкурс, свои люди┘ И три поколения музыкальной династии Берлинских. К праздничному столу в Большом зале консерватории среди прочих обычных блюд и деликатесов будут поданы три мировые премьеры: «Сожженный квартет» Шостаковича, «Песнопение» Леденева, «┘и уходят поля в небо┘» (шесть стихотворений на слова Жуковского, Баратынского и Айги для сопрано и струнного квартета) Раскатова.
Далее по плану – премия Фонда Башмета имени Шостаковича лучшему музыканту года в размере 25 тыс. долл. И у фонда, и у премии – десятилетний юбилей. Среди лауреатов Гидон Кремер, бас-баритон Томас Квастхофф, Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Анна-Софи Муттер, Ольга Бородина, Ирина Антонова, Наталия Гутман, Евгений Кисин. Десятым, то есть лауреатом за 2004 год, объявлена «первая скрипка мира», самый быстрый и дорогой виртуоз на свете Максим Венгеров. Что ж, поздравляем, прекрасный выбор – богатые гениальные музыканты стали еще богаче и счастливее и осчастливят своим искусством богатых и удачливых слушателей, а бедные меломаны в очередной раз не получат возможности по горячим декабрьским следам (см. «НГ» от 10.12.04) послушать еще один концерт суперзвезды в Москве, на котором он собирается сыграть вместе с Башметом Концертную симфонию Моцарта.
Из январских фестивалей пальма первенства, конечно же, у фестиваля Брамса («НГ» от 14.01.05). Почин Дома музыки по проведению таких монографических фестивалей, посвященных творчеству только одного композитора, был выразительно претворен в жизнь год назад, когда состоялся декабрьский Моцартовский фестиваль.
И, конечно, гастроль месяца – это великий, ужасный и прекрасный Йо-Йо Ма, одно имя которого звучит как заклинание, а образ воспринимается как икона. «Первая виолончель мира» (по аналогии с Венгеровым), 15-кратный обладатель «Грэмми» и однократный – титула секс-символа классической музыки, который ему присвоил журнал People. Китаец, рожденный в Париже и учившийся в Джульярде и Гарварде, самый настоящий гражданин мира. Это он уже долгие годы успешно возмущает бесчувственное спокойствие пуристов своими этническими выходками (играя на экзотических инструментах Азии) и «попсовыми» экспериментами в жанре crossover. Это он открывал Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити вместе со Стингом и хором мормонов, а любовь к Брамсу испытывал на деле, играя его сонату в дуэте с Кондолизой Райс. Киношные люди ценят его за запись саундтреков к таким культовым фильмам, как «Крадущийся тигр, притаившийся дракон» или «Накойкацци», а фанаты транс- и мультикультурных проектов видят в нем своего брата по крови. В Москве все начнется с традиционной классики, но закончится танго Пьяццоллы и, даст бог, джазом.