0
703
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2005 00:00:00

Зов предков

Тэги: театр, премьера


театр, премьера «Мадемуазель Нитуш» – спектакль смешной, но во многом необязательный.
Фото Михаила Гутермана

Анонс предстоящей премьеры, созданный в стенах Театра Вахтангова, хочется привести целиком – как образец обыденного, не раз описанного в психологических практиках несоответствия между желаемым и действительным. Итак: «Мадемуазель Нитуш» – это «легкая, изящная, искрометная музыкальная комедия Эрве с живым оркестром и живыми голосами в постановке Владимира Иванова. Поют и танцуют все герои: и Селестен – Александр Олешко, и Дениза – Нонна Гришаева, и даже начальница пансиона – Мария Аронова, и бравый полковник Альфред Шато Жибюс – Владимир Симонов. А яркие красочные декорации и костюмы героев усиливают настроение праздника, водевиля. «Мадемуазель Нитуш» ставится на сцене Театра Вахтангова уже во второй раз. Впервые спектакль появился в декабре 1944 года в постановке Рубена Симонова. Спустя ровно шестьдесят лет постановка вновь появилась на сцене Вахтанговского театра. Теперь это другая «Мадемуазель Нитуш», с другими лицами и другой интерпретацией. Но та поэтичность и жизнерадостность спектакля, конечно же, не утратилась».

Конечно, утратилась. В нынешней «Мадемуазель Нитуш» почти нет места для поэзии, а главное – невозможно понять, что создатели спектакля к ней стремились. Что касается жизнерадостности, но, вероятно, за нее выдают бесконечное и безудержное комикование (так и хочется, вслед дореволюционным рецензентам, написать: г-жа Аронова была, как всегда, хороша, за что не раз была вознаграждена аплодисментами благожелательной публики). Как будто цель у постановщика была одна: нет, вы будете смеяться, чего бы мне это ни стоило!

Как это ни грустно, после нынешней «Мадемуазель Нитуш» говорить больше хочется не о спектакле, а, например, вернуться к теме театральной реформы, в ожидании которой прошла минувшая осень. Казалось бы: грянул гром, пришло ощущение реальной опасности. Что должен и может сделать живой организм? Собрать все силы, чтобы крикнуть: я жив еще! Напротив, в оправдание самых худших прогнозов и самых безжалостных оценок нынешнего их состояния наши академии как будто сговорились и начали выпускать спектакли самого, так сказать, антрепризного свойства, где, как говорится, кто в лес, кто по дрова, а юмор – все ниже, ниже и ниже┘

Недавняя премьера в Сатире под говорящим названием «Нам все еще смешно», посвященная и приуроченная к 80-летию театра, – пожалуй, самый яркий пример такого вот антисанитарного состояния государственного, репертуарного, да к тому же еще и академического театра.

Самое хорошее в этом юбилейном обозрении – выходы «стариков», Спартака Мишулина и Веры Васильевой, которые высокими своими манерами, не утерянной легкостью и мастерством обозначают разницу между прекрасным прошлым и пошлым нынешним Сатиры.

Шутки про оральный секс, куплеты на примерно те же темы, среди которых – самый первый и, пожалуй, наиболее удачный – про театральных критиков: «Надоело быть артистом, лучше в критики пойти! Ты и раньше был говнистым, так что доброго пути!» Мне трудно оценить юмор во всей его полноте – все-таки я смотрю на ситуацию изнутри, но – неужели все прочие вопросы в стране уже решены? С льготными выплатами – внизу, со всем остальным – наверху, так что единственной заботой сатиры стали театральные критики? Или это – проблемы конкретной Сатиры и конкретного Александра Анатольевича Ширвиндта, которого власть во всем устраивает, а проблемы, которые волнуют простых людей, не касаются? Ну а художественных забот – как не было, так и нет?

Хочется пошутить в духе создателей юбилейного обозрения: может быть, укрепить там, где сегодня явно слабит?

После таких «┘Смешно» без реформы не обойтись – может быть, общеукрепляющей, может, частной.

«Мадемуазель Нитуш» по понятным причинам лишена многих вышеназванных недостатков. Но необязательность и тут подстерегает на каждом шагу.

К чему, например, было звать из «Современника» Александра Олешко, который играет в «Мадемуазель Нитуш» Селестена и хормейстера Флоридора? Он, конечно, пластичен, подвижен и певуч, но заподозрить в его герое страстного любовника, о котором грезит весь женский состав и сама Коринн, примадонна (Лидия Вележева), к которому ревнуют всерьез, – право, затруднительно.

Можно вообразить, будто бы замечательный педагог вахтанговской школы Владимир Иванов задумал собрать в одном спектакле как можно больше своих учеников. Тут и Гришаева, и Аронова┘ Вот и Олешко позвали. Но разве это – оправдание для спектакля в репертуарном театре?!

Зачем выводить на сцену целый хор драгунов, если солдаты, они же – студенты Щукинского училища, не могут однообразно вытянуть руку и поставить ногу? Зачем – такое невообразимое нагромождение предметов и цветов (художник – Борис Валуев, костюмы – Светланы Синициной), если цель спектакля – поэтическая легкость и изящество? На этом фоне и шутки, задуманные, быть может, как легкие и изящные, тяжелеют и матереют, так что выглядывающие вперед два «заячьих» зуба у брата и сестры Шато Жибюс (Владимир Симонов и Мария Аронова) – скоро приедаются и уже мозолят глаза.

Да, поют и танцуют все или почти все, но хорошо это получается, пожалуй, у двоих, чье пение и танцы – как говорится, в строку, по делу (оттого и хороши). Это – Нонна Гришаева и Анатолий Меньщиков, при том, что у Гришаевой – заглавная роль, а Меньщиков играет драгунского унтер-офицера Лорио, казалось бы, безнадежно ожидающего свою возлюбленную, как в конце концов выясняется – неприступную начальницу монастырского пансиона «Небесные ласточки». В игре Меньщикова нет пустот, его монолог превращается в настоящий водевильный выход, почти что – цирковой аттракцион. Как трогательно застенчива Дениза (Нонна Гришаева), воспитанница пансиона, как взаправду изящна, лукава, что ее и впрямь хочется назвать лисичкой, как поет – искренно и умело! Что даже жаль, что спектакль в итоге вышел не «для нее» и не только «про нее».

В них двоих – пожалуй, единственное оправдание затеи, но их усилий все же недостает, чтобы порадоваться премьере и, подведя черту, вывести положительный итог.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1122
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1911
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1948
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2752

Другие новости