0
613
Газета Культура Интернет-версия

21.12.2004 00:00:00

От суицида до экстаза

Тэги: израиль, фестиваль, танец, international exposure


Что больше всего впечатляет в Израиле – это отношение государства к культуре. В то время как у нас норовят спихнуть учреждения культуры с госдотаций и сдать памятники архитектуры в частные руки, там тратят большие деньги на знакомство народов мира с достижениями местной культуры. Культурная политика (в отличие от нашей) умна и дальновидна: это кратчайший путь к созданию положительного имиджа страны в глазах иностранцев, не говоря уже о том, какие возможности получает «свое» искусство.

Фестиваль танца International Exposure – одно из крупнейших культурных мероприятий, ежегодно проходящих в Тель-Авиве. В Центре Сузан Делал (городская многофункциональная площадка для танца и театра) в течение пяти дней выступают все сколько-нибудь заметные танцевальные компании Израиля. Посмотреть на них приглашают десятки иностранных гостей – журналистов, критиков, продюсеров и директоров театральных фестивалей. В этом году гостей было 45, а их география простиралась от Чили до Австралии по горизонтали и от Норвегии до Южной Африки по вертикали. Балетный обозреватель «НГ» представлял всю Россию и, сидя на многочисленных просмотрах, мечтал о том, как было бы хорошо устроить нечто подобное и у нас.

Фестиваль хорош демократизмом: здесь всегда можно подойти и поговорить с понравившимся хореографом или танцовщиком, а приглашения приехать и выступить там-то и там-то участники зачастую получали в уютном кафе-променаде, соединяющем два здания центра, или в не менее уютном внутреннем дворике, заросшем пальмами, благо температура в израильском декабре была +20 градусов. Большое количество коллективов-участников – следствие традиционного в Израиле интереса к современному танцу: нашего всенародного пристрастия к «Лебединому озеру» и ему подобным при слабом восприятии современного искусства здесь не очень понимают. (Классическая труппа страны – Израильский балет – в программе не участвовала, но гостей возили на ознакомительную экскурсию в только что построенное специально для компании новое здание. Оказалось, что половина танцовщиков труппы приехали из России.)

Но и без классики посмотреть было на что: в Израиле увлекаются всеми видами движения, с одинаковым интересом занимаясь фламенко, ориентальными танцами, дансом с техникой Марты Грехем и чем-то похожим на контактную импровизацию. Еще чаще все это (и многое другое в придачу) сливается в единое целое под названием «современный танец». Интересных постановок оказалось достаточно много, я увидела по меньшей мере пять хороших работ, пару неплохих и три – с большими «плюсами». При этом удовлетворялись все потребности и вкусы: мне, к примеру, не очень понравился опус под названием «Рождение феникса» (что-то экологически чистое, танцуемое не на сцене, а на сырой земле), а директору фестиваля в Латвии медитативное зрелище пришлось в самый раз, потому что фестиваль этот посвящен «интровертной» музыке и он охотится как раз за такими проектами. Веселое шоу компании «Алюминиум» посвящено металлу, заложенному в названии: чего только не придумали соорудить из фольги и как только не развлекали зрителей ходячие «трубы», «кольца» и прочие странные существа! Недавно гастролировавшая в Москве компания «Батшева» показала два спектакля – агрессивную, но однообразную «Тихую деревню» и более удачный «Kamooyot», что можно перевести как «Множество множеств». Балет «Весна священная» Эмануэля Гата порадовал и любителей Стравинского, и поклонников «латино»: ритуальность музыки и либретто обозначилась в ритмах сальсы, а экстаз смешался с суицидом.

Фестиваль на равных представлял часовые спектакли и небольшие номера, среди последних остроумные и неплохо станцованные «Now I want to forget» и «Covariance» – пластическое выяснение семейных и любовных отношений в квартире и на танцплощадке. Лучшим номером в категории «маленьких балетов» стало удивительное «Блаженство», соло балерины Талии Паз. Мало того, что молодой хореограф Рами Леви поставил ей удачную пластику (некое экзотическое ночное животное, переживающее свою лебединую песню), так еще и исполнительница поразила редкостной гибкостью «бескостной» спины. Впрочем, для солистки Матса Эка (Паз долго работала в труппе знаменитого шведа, именно она танцевала Королеву-Мать в его авангардном «Лебедином озере) такое естественно.

Если б у нас нашлись энтузиасты, пожелавшие привезти спектакль фестивальной программы «What is Good in the Moon» компании «Инбал Пинто», российская публика смогла бы увидеть замечательную постановку международного уровня. Спектакль «Инбала», поставленный по стихотворению американского поэта Ленгстона Хьюза, смешно и стильно осмысляет природу всего «южного», исследуя заодно и феномен полнолуния: нежность ночной прохлады после одуряющей жары, танцующий запах примулы, прогулки под звездами, лунатизм и выморочный курортный флирт. Еще один отличный балет, «Foramen magnum» компании «Киббуц контепорари данс», будет показан в Москве на февральских гастролях: мультикультурное балетное фэнтези, одетое в очень красивые костюмы: кентавры, валькирии, манерные дамы в турнюрах, надувные полы, на которых танцуют особым способом, и изобретательно отработанный концептуальный лейтмотив предмета (большие деревянные воротники-конструкции на шеях танцовщиков, преображаемые в кресла для отдыха или в сохи древних китайских крестьян).

...Власти Израиля не желают, чтобы образ страны за границей отождествлялся лишь с арабо-израильским конфликтом и взрывами на дорогах. После этой поездки любое шоссе страны вызовет иную ассоциацию. В памяти всплывет эмблема фестиваля – треугольник дорожного знака с танцующей фигуркой.

Тель-Авив–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости