0
975
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2004 00:00:00

Куда летят снежинки?

Тэги: бауш, танцы, гастроли


бауш, танцы, гастроли От Пины Бауш ожидали чего угодно, только не нежности.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

От гастрольного проекта Пины Бауш критики ожидали многого. Постмодернистский коллаж – наверняка. Смешение драмтеатра и танца – очень вероятно. Экспрессионистская изворотливость движений – вполне возможно. Но чего не предвидел никто, так это оглушительной нежности, которой переполнен «Мойщик окон» – спектакль, показанный на сцене Театра имени Моссовета. Мой знакомый, вполне прагматичный фотограф, щелкая фотоаппаратом, сиял как ребенок – он хотел запечатлеть неповторимость зрительского чувства, когда современная режиссерская концепция неожиданно похожа на подарок к Новому году.

Знаменитейший во всем мире Вуппертальский театр танца выступал в Москве 11 лет назад. И был фурор: балетная современность резко ворвалась в наш заповедник непуганых классиков. Потом Бауш долго не приезжала, а до нас доходили или немногие пиратские записи ее балетов, или разговоры о том, что цикл спектаклей, сделанных по заказу крупных городов мира (от Рима до Будапешта), не очень удачен и Пина якобы уже не та. «Мойщик окон» развеял все слухи, как борей – утренний туман. Спектакль поставлен в 1997 году тоже по просьбе города – Гонконга: тогда он присоединялся к Китаю, и многие театры мира на это откликнулись.

Те, кто думал, будто заказ подразумевает обилие «китайщины» на сцене, жестоко просчитались. Восточная тема напрямую возникает раза два – в начале второго действия, когда про Гонконг что-то коротко говорят и поют местную песню, и в финале, когда на заднике высвечивается огромный кадр – подсвеченные неоном ночные небоскребы с иероглифами на фасадах. Пину Бауш не Гонконг интересует, а, как это ни странно ныне звучит, человеческая душа, причем душа в условиях мегаполиса, где существование отдельной личности ежедневно стирается на «нет» самим фактом проживания в социальной мясорубке. Содержание и смысл «Мойщика окон» – мельчайшие нюансы движения разнообразных психик, выраженные в танцах, скетчах, словесных и пластических монологах, разговорах с публикой.

Столь ценимое Бауш чувство неповторимости человеческих контактов не сработало бы, не будь эти контакты отлично поданы с театральной точки зрения, в череде «настроенческих» картинок. Персонажи спектакля то просты и узнаваемы («как мы с тобой»), то эксцентричны вплоть до городских сумасшедших. Трущий щеткой пластиковый занавес мойщик окон, по имени которого назван спектакль, – нечто подобное, крошечным пятном висящее на стене высотного дома, наверняка видели в Гонконге артисты Бауш, когда перед постановкой на несколько месяцев ездили в город – вдохнуть местный колорит. Смешной мальчик в очках, предлагающий публике что-нибудь выпить или съесть и тут же приносящий желаемое. Девушка в нелепом платье с еще более нелепым бантом в волосах, клоунски-искренно повторяющая: «Доброе утро, спасибо». Трагикомический монолог испитой неудачницы «в годах» о пользе утренней гимнастики (артистам пришлось выучить огромное количество русского текста). Семафорящие руки солистов, похожие на речь глухонемых (излюбленный прием Бауш). Кисло-сладкие, как жизнь, танцевальные соло: словно взбесился Умирающий лебедь. Смешные мизансцены: то микрофон лижут, как мороженое, и «съедают» совсем, то некто в очках для подводного плавания всерьез «ныряет» в стакан с водой, то грустный человек раздевается до трусов, чтобы пройти через звенящий металлоискатель, а причиной звона оказывается коронка у него во рту. И, как в незабываемых давних «Гвоздиках» Бауш, гора красных цветочных лепестков на сцене. На горе сидят, лежат и ходят, карабкаются и бросаются с разбега, катаются на попе и на лыжах или просто разбрасывают лепестки по сторонам, тихо повизгивая от радости.

Звучащие в фонограмме бесхитростные хиты всех народов, от португальских фадо до иранских гитарных баллад, усиливают до крещендо настройку спектакля на «маленького человека». Но не все так просто. Воспевания незаметности в духе гоголевской «Шинели» здесь нет и в помине. Собственно, Бауш хочет сказать, что все эти разговоры про человеческие калибры – вранье, по гамбургскому счету. Не бывает людей «больших» и «маленьких». Не должно быть. Есть просто мужчины, женщины и дети. А мир спасется, если люди, как в «Мойщике окон», полюбят смотреть чужие фотографии и иногда думать о том, куда летят снежинки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
781
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости