Целый месяц избранные любители музыки (а в небольшой Белый зал ГМИИ имени Пушкина попасть далеко не просто) будут наслаждаться изысканными программами в рамках заданной темы: ⌠Отражения – метаморфозы■. Здесь будут ⌠кочующие сюжеты■ вроде ⌠Семь слов Спасителя на кресте■ Гайдна и Губайдулиной, услышим, какие метаморфозы претерпела музыка Баха в XX веке. Несомненный интерес вызовет интерпретация артистами ⌠Геликон-оперы■ аполлонической темы: ⌠Аполлон и Гиацинт■ Моцарта в компании с ⌠Юным Аполлоном■ Бриттена и ⌠Аполлоном Мусагетом■ Стравинского. В общем, ракурсов и неожиданных поворотов будет предостаточно.
На ⌠Декабрьские вечера■ традиционно приглашаются самые сливки мирового исполнительского искусства. Этот год не стал исключением, хотя основной костяк составили уже известные нам по прошлым фестивалям имена. Так, честь открытия ⌠Вечеров■ была доверена знаменитому ⌠Хаген-квартету■. Австрийский ансамбль состоит из двух братьев – скрипача Лукаса и виолончелиста Клеменса, их сестры-альтистки Вероники Хаген и примкнувшего к ним Райнера Шмидта (вторая скрипка). Поучив образование в лучших музыкальных центрах мира – вроде ⌠Моцартеума■ в Зальцбурге или Высшей школе музыки в Базеле, музыканты славятся умением играть сверхкачественно любую музыку. Стиль, культура, знание тонкостей манер разных эпох – в этом им нет равных, хотя лучше всего с точки зрения эмоционального тонуса им удаются опусы XX века. Так было и в этот вечер, кульминацией которого, несомненно, стало исполнение загадочного произведения, где соединились ⌠Officium breve■ венгра Куртага с инструментальной транскрипцией вокального мотета Жоскена Депре. Идея чередовать краткие интерлюдии Куртага (иногда длиной в минуту) с развернутыми фрагментами мастера эпохи Возрождения сама по себе хороша. Атональный язык современной эпохи внезапно образует арку с жестковато звучащими оборотами церковного стиля XVI века. Но по милости организаторов, которые уже который год не дают аннотаций о звучащей музыке (ограничиваясь сухим перечислением названий и частей произведений), для публики осталось тайной, было ли так задумано самим венгерским маэстро или это ноу-хау исполнителей.
Весь этот изыск был вставлен в рамку традиционных квартетов, где и французская утонченность Равеля состязалась с ослепительно праздничным (так у нас и не играют никогда) Бетховеном. ⌠Хаген-квартет■, входящий в тройку (вместе с ⌠Ардитти■ и ⌠Кроносом■) мировых лидеров этого жанра, продемонстрировал безупречность своей технологии – порой в ущерб искреннему чувству.
Ну а сюрприз немузыкального характера поджидал публику прямо у входа в музей: объявление гласило, что второй концерт фестивальной программы, где должна была выступить меццо-сопрано Бернарда Финк с пианистом Энтони Спири, отменен. Так что не услышим мы в исполнении этого блистательного дуэта Мусоргского и Малера, что, право, жаль. Ведь еще свежа в памяти глубочайшая по силе воздействия и эмоциональному накалу их интерпретация вагнеровских песен на стихи Матильды Везендонк, в которых при отточенности выполнения была подлинная душевная теплота.