Будущее современного российского танца пока неясно.
Фото предоставлено Агентством театров танца «ЦЕХ»
В Москве завершился IV фестиваль российских театров танца «ЦЕХ». Несмотря на дефиницию «российский», в фестивале приняли участие коллективы бывших союзных республик – витебский театр «Параллели» и гомельский «Квадро» из Беларуси, ташкентский театр движения «Лик» из Узбекистана. Одним из главных событий четвертого «ЦЕХа» стала встреча деятелей российского современного танца, на которой присутствующие отчитались о проделанной работе и рассказали о будущем российского современного танца – каждый в своем регионе.
Несмотря на то что присутствующие в основном знакомы по фестивалям, совместным проектам и мастер-классам, всем было интересно услышать друг друга. Широка Россия, не каждый день Елена Слободчикова из красноярского Центра современной хореографии может видеть Олега Агульника из калининградского театра танца «Инклюзы». В отчетах проявлялись акценты, которые ставит тот или иной регион – складывался трудный и интересный паззл русского contemporary dance.
Директор ярославского фестиваля «Искусство движения и танца на Волге» Александр Гиршон считает брэндом своего фестиваля импровизацию: год от года он привозит в Ярославль известных всему миру импровизаторов, от Стива Пэкстона до Джулиэна Хамильтона. Благодаря влиянию американских партнеров, организации Link Vostok и лично Лисе Фест фестиваль работает по мировой модели: в течение форума участники не только показывают готовые работы, но и готовят совместные проекты, work in progress, которые показывают на гала-концерте.
Михаил Плешачков, арт-директор фестиваля «Лиса» из Саранска, считает брэндом фестиваля столицы Мордовии объединение молодых коллективов Казани, Саратова, Нижнего Новгорода и, конечно, самого Саранска. Популярность фестиваля в регионе в последние годы сильно превышает гостиничные резервы города, а чтобы отсмотреть конкурсную программу, жюри проводит по 8–9 часов в зале ежедневно. Популярность брэнда фестиваля «Лиса» выходит за пределы города: Казань и Кемерово выступили с предложением провести у них выездные фестивальные сессии, и сейчас идет активная разработка этих предложений.
Олег Агульник из калининградского театра танца «Инклюзы» рассказал о русскоязычном интернет-ресурсе www.incluse.inc.ru, который был создан на базе страницы театра и скоро разросся до самого уважаемого на сегодня сайте о танце в рунете. Сайт посещают читатели от Мельбурна до Чикаго, над ним трудятся корреспонденты и переводчики из разных стран – делаются переводы даже с голландского и китайского, лишь бы русскоязычный любитель современного танца знал самые свежие новости.
В планах www.incluse.inc.ru – создание информационной гастрольной и фестивальной базы по России, создание своего концертного агентства, продолжение информационной поддержки гастролей зарубежных танцкомпаний на территории России, а также создание профессионального интернет-журнала о современном танце, в который будут приглашены лучшие журналистские перья.
Руководитель красноярского Центра современной хореографии Елена Слободчикова обрисовала ситуацию Сибири и Дальнего Востока: в этом году красноярский фестиваль «Айседора» провел конкурс молодых хореографов, который дал оптимистические результаты: уровень растет. С другой стороны, в Чите, Хабаровске большинство танцующих людей никогда не слышали о существовании жанра современного танца, и работы в этом смысле – непочатый край. Из достижений – налаженное сотрудничество с красноярскими музейными центрами, готовыми общими усилиями развивать современные направления искусства, проводить совместные акции. Также красноярцы выпустили чудесный годовой календарь на 2005 год с фотографиями российских танцтрупп. Просто, эффектно, эффективно в смысле популяризации жанра.
Художник Ольга Паутова и искусствовед Наталья Курюмова, представляющие екатеринбургскую «Арт-фабрику», полагают свою организацию как идеальное поле для совместного сотрудничества «свободных радикалов» танцующего Екатеринбурга и комфортную взлетно-посадочную площадку для проведения выездных танцмиссий вроде «ДисТанции» петербургского «Каннон-данс». Также Паутова и Курюмова читают лекции о современном танце в Екатеринбургском государственном университете, тем самым наращивая раннюю профессионализацию молодого искусства и формируя социальный запрос на искусство в студенческой аудитории.
Председатель архангельского центра современного танца «Танец без границ» Елена Рогушина посетовала на то, что Север традиционно консервативен и развитие новых жанров идет медленно. Тем не менее спешно прошли несколько фестивалей, проведены несколько совместных акций с «Канон-дансом» и арт-центром «Соловки».
Руководитель петербургской танцкомпании «Канон-данс» Вадим Каспаров, идеолог проекта выездных мастер-классов «ДисТанция», успешно объехавшего в образовательных целях Красноярск, Новосибирск, Липецк, Уфу, Саранск и Екатеринбург, останавливаться не собирается – в возможных планах Киров, Ижевск, Саратов. Благодаря успешно проведенному Каспаровым в этом году фестивалю «Кинотанец» власти Петербурга решили поучаствовать в фестивале «Открытый взгляд»-2005. В планах Каспарова – на время фестиваля, в белые ночи, превратить Питер в этакий данс-сити, где в пространство танца будут включены все возможные живые и неживые объекты.
Известно, что главная проблема российского современного танца – отсутствие государственного финансирования. Подводя итоги встречи, которая в целом показалась очень рабочей и деловой, директор российского объединения театров танца Лена Тупысева сообщила, что, хотя рекламные возможности «ЦЕХа» за три года существенно выросли и Фонд Форда пока не отказывается помогать российскому танцу, тем более что качество работ отечественных хореографов существенно повысилось, рассчитывать на помощь государства не приходится, и призвала присутствующих вступать в диалог с бизнесом. Вняв совету, современный танец отправился действовать.