Где бы, что, кем и как ни дирижировал грек Курентзис, это превращается в шумное публичное событие, которое нельзя пропустить. Ибо это всегда несколько больше, чем просто музыка. Если бы за внешней оболочкой из экстатического самоупоения и личностной демонстративности (от цитат про «гениальность» в буклетах до ощущения себя божественным демиургом на сцене) у дирижера не было внутри того самого послания, которому хочется внимать, публика давно раскусила бы пустой орешек. Ему всегда есть что сказать, даже если его высказывания порой бывают спорными по форме и по сути (а кому, скажите, интересно бесспорное в искусстве?). Молодой маэстро дает обильную пищу для всех слоев музыкальной тусовки, каждый снимает свои сливки: кто-то опустится по кругам ада и поднимется дорогой небесных сфер к новой сути хорошо, казалось бы, знакомой музыки, кто-то получит кайф от детальной и остро индивидуальной инкрустации нюансов, а кто-то эффектно прошвырнется в светском интеллектуальном променаде.
Курентзис умеет осуществлять идеи во всех смыслах – от организации события до воплощения присущих только ему музыкальных взглядов. Еще не утихли споры о его недавнем Малере, как под 100-летний юбилей классика новой греческой музыки, ученика Шёнберга и Вайля (симптоматичное сочетаньице!) Никоса Скалькотаса наш Курентзис сыграл намедни в БЗК не только Восемь греческих танцев своего соотечественника (по складу иногда близких к Хачатуряну), но и по-своему отметил 70-летие опальной «Леди Макбет Мценского уезда». И еще была «Свадебка» Стравинского! Вечер удался на славу, о чем свидетельствовал хотя бы тот факт, что поздравить маэстро после концерта устремилась за кулисы вдова Шостаковича, известная своей строгой придирчивостью. Героем дня номер два, безусловно, был хор Новосибирского театра оперы и балета, главным дирижером которого сейчас является Курентзис. Такого разнообразия интонаций, красок, тембральных игр и максимально возможной дикции в сложнейшей ритмически «Свадебке» давно не приходилось слышать живьем (не говоря уже о записях, особенно с иностранными хорами и солистами). И кому в большей степени принадлежит заслуга – дирижеру или хормейстеру Вячеславу Подъельскому, не так уж и принципиально, когда и результат столь хорош, и удовольствие налицо.
Театральные вещи Шостаковича и Стравинского мало просто петь (на что, в общем-то, провоцирует концертная ситуация с нотами на пюпитрах), и вокальная команда Курентзиса (а он, сам учившийся вокалу еще у себя в Греции, умеет и любит работать с певцами) как раз отличалась предельно выразительной актерской интонацией пения, в особенности же бас Дмитрий Степанович (Борис Тимофеевич и Старый Каторжанин) и сопрано Марина Поплавская (Невеста). Исполнение Курентзисом фрагментов шостаковичевской оперы было особенно актуальным в контексте свежей премьеры Большого театра – на наш вкус, греку удалось достичь еще более тонкой проработки партитуры и гораздо более сильного эмоционального воздействия. В сжатом виде Москва услышала весь цвет Новосибирской оперы: Ольгу Бабкину (Катерина), Татьяну Горбунову (Сонетка), Олега Видемана (Сергей), Юрия Комова (Задрипанный Мужичонка). Гипотетически все вполне могли бы украсить спектакль Чхеидзе–Пешко в Большом, где кастинг некоторых ролей оказался, как говорится, совсем не в кассу.
Есть аксиома, что оркестр не становится оркестром с места в карьер, а растет в работе и притирке, от концерта к концерту – именно это и происходит на наших глазах со спиваковским НФО, в том числе в руках Курентзиса. Что касается соперничества между НФО и РНО за звание лучшего оркестра, то коллизия эта еще какое-то время будет оставаться модной темой для разговоров, но куда более судьбоносной может оказаться в будущем коллизия творческой ревности художника к успеху другого художника. Чего греха таить, не всегда и не все равновеликие способны красиво пережить это испытание (как помнится, в пространстве «Геликона» двое таких равновеликих не уместились). Как маэстро Спиваков будет реагировать на все возрастающую массовую истерию вокруг Курентзиса, на ту самую манию, в центре которой находился когда-то он сам, молодой руководитель «Виртуозов Москвы», и которой лишен нынешний президент Дома музыки?