Разговор о разрыве между классической и современной музыкой, о неприятии последней широкой публикой стал едва ли не общим местом. Однако так ли это на самом деле или все решает талант и качество? Пищу для размышлений сполна дал фестиваль «Московская осень», события которого разворачивались на московских концертных площадках в течение всего ноября.
Для начала заметим, что 26 лет – срок для фестивального организма немалый. По сути, он зачинался в совершенно другую эпоху, в так называемые годы застоя, мужественно пережил смутное время перестройки и вырулил в XXI век уже в виде международного смотра новинок мировой музыкальной культуры. Теперь его рамки существенно раздвинулись, и любопытствующий слушатель мог познакомиться и с творчеством современных американских, и французских, и финских, и корейских композиторов, не говоря уже о соотечественниках. Как правило, это были не чисто монографические концерты, а смешение разных национальных школ. Так, например, очень интересный французский композитор Антони Жерар, представивший свой скрипичный концерт, австриец Вольфрам Вагнер с «Элегией» для гобоя и камерного оркестра соседствовали с нашими Юрием Воронцовым, Алексеем Розеном и Владимиром Пальчуном. Российские композиторы показались даже более разнообразными и изобретательными: пьеса «Lacrimosa» выдержана в эстетике минимализма, тогда как Кончерто гроссо для флейты и камерного оркестра Розена показывает особый сплав барочных формул и отголосков современных танцевальных ритмов. А «Stabat Mater» Пальчуна – сочинение, близкое по языку философским страницам Шостаковича.
В рамках «Осени» были особым образом отмечены два крупных юбилея: 75-летие Эдисона Денисова, которому была посвящена, в частности, нетривиальная программа: от Кабалевского, царившего в России в середине прошлого века, до Каретникова, одного из первых отечественных додекафонистов. Другой концерт был полностью посвящен 70-летию Альфреда Шнитке.
Были здесь и концерты так называемого «третьего направления», например, электроакустической музыки. В то же время не забыты и массовые жанры – для духового оркестра, для русских народных инструментов, хоровая музыка┘
Последние годы в среде газетных критиков приходилось слышать мнение, прилепившееся к «Осени» почти как ярлык: внутрицеховой фестиваль, с полупустыми залами, заполненными только коллегами и друзьями. Ныне ситуация улучшилась, хотя рекламная кампания – по-прежнему «слабое звено» этого проекта. Тенденция здесь просматривается следующая: в случае, если удается привлечь к участию известного исполнителя, публика с удовольствием приходит послушать его и в современном репертуаре. Подтверждением тому, например, стал творческий вечер известного певца Сергея Яковенко в Доме композиторов в Брюсовом переулке. В программу были включены произведения отечественных композиторов старшего эшелона (Сильвестрова, Сидельникова, Янов-Яновского, Леденева), и в зале наблюдался настоящий аншлаг. Так же, кстати, было и в прошлом году, когда на «Московскую осень» приехал знаменитый французский флейтист Ив-Пьер Арто, и Рахманиновский зал буквально оккупировали студенты-духовики: им было важно не что, а как он играет.
Отметим как положительный фактор и привлечение крупных оркестров в симфонические программы – Госоркестра с Марком Горенштейном за пультом и «Новую Россию» – с Евгением Бушковым. Не все им в равной степени удалось: все же камерные исполнители гораздо более чутко реагируют на современную стилистику, чем громоздкие академические коллективы. Тем не менее уже само подобное сотрудничество отрадно.
Ну, а что же музыка? Если учесть, что на концертах фестиваля были представлены опусы более чем 200 авторов, то понятно, какую пестроту стилей, направлений, вкусов можно было наблюдать. Пианист Алексей Любимов высказал предположение о том, что современная музыка «выдохлась, устала». Скорее, обобщая впечатления от «Московской осени», претензии можно предъявлять публике, то есть нам самим, нелюбопытным, привыкшим поглощать только проверенную столетиями музыкальную пищу. Так и отравиться недолго.