0
874
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2004 00:00:00

Ей в мире нет альтернативы

Тэги: плисецкая, фотоальбом, презентация


Друзья Плисецкой собирали этот альбом по крохам два года. Рылись в архивах, искали забытые фотографии за границей, отбирали итоговые 300 снимков из трех тысяч фотографий-претенденток. Получилось стильное издание (под названием «Аве Майя»): черная бумага, белые шрифты, серебристое заглавие на суперобложке. Почти каждое фото снабжено комментарием Плисецкой, причем все подписи – как автографы: ее почерком записано «что, где, когда» того или иного события. Толстая книга на двух языках (русском и английском) построена словно большой спектакль: дизайн первых страниц – постепенно открывающийся театральный занавес, первая фотография – Плисецкая на сцене родного Большого театра, последний снимок – балерина склонилась в низком поклоне после исполнения Лебедя. Символика «лебединого» толка тоже обыграна сполна: Черный и Белый Лебеди в потоке черно-белых снимков плывут через все страницы, заполненные снимками ее партий. Многие фотографии сделаны Пьером Карденом – приятелем, поклонником и модельером Майи, а в конце, среди снимков из цикла «Плисецкая и ее знаменитые знакомые», рядом с Синатрой, Шагалом, Гагариным и Джоном Кеннеди есть снимок Майи с Владимиром Путиным, снабженный комментарием: президент прикалывает к платью Плисецкой государственную награду и спрашивает: «Карден на меня не обидится? Я не поврежу его туалет?»

Концерт-презентацию на сцене Новой оперы организатор Андрис Лиепа превратил в синтез искусств: кроме собственно танцев играла пианистка и читал специально написанные стихи Андрей Вознесенский – о том, что ТАКОЙ балерине нигде «нет альтернативы», а «гений миру не по средствам». Показывали кино, документальный фильм, сделанный в Большом театре специально к вечеру – нарезку из известных и редких документальных кадров: балерина в лучших своих ролях, вперемежку с восторженными филиппиками коллег разных поколений – от бывшего партнера Николая Фадеечева до нынешней примы ГАБТа Светланы Захаровой. Самые потрясающие кадры – молодая балерина Майя у себя дома перед камерой рассказывает о таинствах движений рук в балете – как «руки делают национальность» героини, ее темперамент и характер. И тут же нюансы кистей превращают балерину в испанку, персиянку или славянку, а любимая Плисецкой цитата из Станиславского («Пальцы – глаза тела») обретает плоть и кровь.

Танцы «вживую» напомнили публике о вехах творчества Плисецкой – как буквально (Галина Степаненко в «Лебедином озере», Нина Ананиашвили в «Умирающем лебеде»), так и по аналогии (современный номер «Королева», включенный в программу как отзвук одной из ролей Плисецкой – Андрис Лиепа назвал эту партию «королевой подземелья», видимо, имея в виду Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке»). Фрагмент из балета «Пиковая дама» напомнил о ее работе с иностранными хореографами, прозвучавшая музыка Родиона Щедрина обозначила легендарный семейный союз, при котором муж-композитор создал несколько партитур для жены-балерины. После фильма на сцену вышла сама Майя Михайловна. Ее номер «Аве Майя», в честь которого альбом и назван, поставил Морис Бежар. Играя двумя красно-белыми веерами, Плисецкая бегала по сцене на высоченных каблуках, по-прежнему завораживая пластикой вообще и лебединой шеей в частности.

И что тут началось! Полученных от публики цветов балерине явно хватит на несколько лет. Очередь «вручантов» на сцену не кончалась минут десять. Среди мужчин с букетами скромно шел не представленный публике министр культуры Александр Соколов. В зале стоя аплодировали Константин Райкин, Людмила Зыкина, Владимир Зельдин, Белла Ахмадулина и Федор Чеханков. Впрочем, под занавес встали все зрители и хлопали так, что Плисецкая с сияющим лицом бисировала «Аве Майю», а в финале вечера прошлась по сцене в цепочке зазывных поз из арсенала ее Кармен.

Овациями Плисецкую не удивишь, что понятно. Ее танец может служить лакмусовой бумажкой: по нему проверяется зрительская способность вообще воспринимать искусство. В мире есть люди, немного, но есть, которым не нравилось то, что делала эта балерина. Таких зрителей можно пожалеть: они не способны чуять магию. Ретрограды иной раз ворчали, что Плисецкая недостаточно хорошо танцевала (чаще говорили – «неправильно», потому что она любила разрушать каноны). Но ворчуны не учитывали одного – если на сцене Майя, смотреть хочется только на нее. И верно сказал Николай Цискаридзе: критиковать Плисецкую – все равно что назвать воду не мокрой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости