0
5112
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2004 00:00:00

Но зачем же стулья ломать?..

Тэги: кино, стоун


кино, стоун Матушка Олимпия (Анджелина Джоли) и ее сын Александр (Колин Фаррелл) весь фильм путаются в непростых отношениях. Кадр из фильма «Александр».
Фото Reuters

Как ни странно, судьба Александра Македонского экранизировалась до сей поры всего три раза – один раз в начале ХХ века появился немой фильм, потом спохватились греки, сняв невнятную пафосную ленту, а в 1956 году Роберт Россен поставил гламурнейшую драму «Александр Великий» с Ричардом Бартоном в роли Александра и красавицей Даниель Дарье в роли Олимпии, матери Александра. Большую часть времени внушительно-обаятельный Бартон восседал на троне, произнося правильные речи о доблестях, о подвигах, о славе. Хотя, наверное, если бы Александр все время сидел дома, не завоевал бы он полмира, не омыли бы его солдаты свои сапоги в Индийском океане.

В новом фильме дважды оскароносного Оливера Стоуна Александр (Колин Фаррелл) все больше в пути да в боях. Говорит он, правда, тоже довольно много и по-голливудски гладко (что вы хотите, самим Аристотелем ученый был), велеречиво любуется закатами, восходами, но все больше беседует с матерью Олимпией (Анджелина Джоли, в народе больше известная как Лари Крофт, расхитительница гробниц) и другом жизни красавчиком Гефестионом (Джаред Лето). Кстати, Джаред Лето появился в последний момент, а поначалу на эту роль был утвержден Брэд Питт. Но Питтова жена Дженнифер Энистон поставила вопрос ребром: или этот твой гомосексуалист Гефестион, или я. Вот так, оказывается, порой решаются судьбы искусства. А мамаша Олимпия – первостатейная стерва, что видно из ее прищуренно-стервозного взгляда, вечного удава на обнаженном плече и слишком пристальной любви к сыну Александру. В общем, Эдип со своими комплексами тут потоптался, да еще как – собственно, Александр и завоевал-то весь мир из ненависти-любви к матушке. Так в фильме получается.

Но не эдипов комплекс крашеного ирландца Фаррелла (почему только надо было его красить так, чтобы корни волос оставались темными, – загадка), а близкое общение с Гефестионом вызвало столь бурную отрицательную реакцию современных греческих адвокатов, обвинивших режиссера в нарушении исторической правды. Мол, не был никогда Александр Македонский гомосексуалистом. В определенном смысле, конечно, не был, тогда в языческой Македонии и слова-то такого не знали – просто делились сексуальным опытом с тем, кто оказывался рядом в постели. Женщина – хорошо, мужчина – ничуть не хуже. Ну не были в те приснопамятные времена и в тех краях отработаны ни нравы, ни термины, их описывающие. Тем более что надо отдать должное Стоуну – гомосексуальная тема здесь проходит достаточно деликатно, без обнаженных прелестей и прочего сопутствующего, а Александр с Гефестионом то и дело клянутся в вечной дружбе, сопровождая клятвы страстными, но целомудренными объятиями. Хоть завалящего мужского поцелуйчика взасос – и того нет. К тому же свои мужские функции в фильме Александр выполняет исправно – и официальная жена имеется, и некоторое количество неофициальных. Так что адвокаты, взявшиеся обвинять Стоуна в исторической нечистоплотности, погорячились. Думается, Александр Македонский вообще в защите не нуждается. С другой стороны, Оливеру Стоуну и продюсерам недовольство греков только на руку. Конечно, о такой рекламе, как недавно получил Мел Гибсон со стороны ортодоксальных евреев, трудно и мечтать, но обиженные эллинские адвокаты – тоже неплохо.

Подвергать «Александра» критическому анализу – все равно что всерьез обсуждать художественные особенности комиксов. Радуется глаз – вот тебе и весь анализ. Художественная примитивность одного из самых дорогих фильмов в истории мирового кино (бюджет – около 170 млн. долл.) тем сильнее бросается в глаза, чем упрямее пытается режиссер миновать ее с помощью различных приемчиков. Например, во время знаменитого боя со слонами в Индии листья деревьев окрашиваются в красный цвет, да так и стоят багряными до конца боя, как наши подмосковные клены. Для тех, кто не догадался: это должно символизировать кровь и смерть. Оригинально, правда?

Впрочем, Стоун, как режиссер искушенный и не чуждый политической конъюнктуры (достаточно вспомнить его фильмы «Никсон», «Сальвадор», «Комманданте»), хорошо знает, что такие приемчики нынче уже не в моде. Гораздо моднее политические аллюзии, этакие изящные мостики в современность. В нынешней ситуации вполне актуально звучат рассуждения Александра во время его похода на Персию. Тамошний царь Дарий, оказывается, диктатор, и миссия Александра – освободить персов от ненавистного диктатора. Ну да, именно освободить, кто сказал «завоевать»? Да на Дария этого достаточно раз взглянуть – сразу ясно, что персам такой не нужен. Как Хусейн Ираку.

Вся история Александра рассказывается в фильме постфактум устами лысого престарелого Птолемея (Энтони Хопкинс), на тот момент уже правителя Египта. Энтони Хопкинс, безусловно, великий актер, но на такой сумбур, что несет его герой, путая все и вся во времени и пространстве, конечно же, можно было подписаться только ради о-очень приличных денег.

«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?!» – восклицал гоголевский Городничий. В конце концов, и стулья ломать можно, но тогда уж красиво, со вкусом и вселенским треском, а не так, лениво, без намека на размах, как делают это в «Александре»: батальных сцен – всего лишь две (это учитывая, что Александр, кроме войн, ничем не занимался), любовные страсти сводятся к легкому необязательному мордобитию в первую брачную ночь с пылкой женой-азиаткой Роксаной, и все. Посмотрел – и забыл.

Может, и права была Дженнифер Энистон, когда за уши оттащила мужа от этого фильма? Все-таки хорошему актеру место в хорошем кино, а оперы пусть Шаляпин поет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
491
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1444
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1078

Другие новости