0
763
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2004 00:00:00

Что там вдали, за арабеском?

Тэги: большой, хареорафия, балет, таланты


Очередной утренник московской Академии хореографии в Большом театре оказался не просто концертом: после дивертисмента первого отделения во втором дали премьеру. Публика, почти сплошь состоящая из «своих», благодарно хлопала каждые десять секунд. Младшенькие и в самом деле радовали – им интересно танцевать. Но хореографические номера в исполнении старших учеников качества в нынешний уровень московской школы не добавили. Удручает даже не частое отсутствие балетной правильности, это в принципе поправимо, школьники все же, огорчают две крайности, в одной из которых погрязли ученики (стертая скучность танца), а во второй – некоторые ученицы (показуха «вот я какая!» на пустом месте, без всяких на то профессиональных оснований).

Нельзя сказать, что в ближайших выпусках совсем не предвидится талантов. Заслуживает похвалы Мария Сизова, сочно выплеснувшая на публику номер Леонида Якобсона «Деревенский Дон-Жуан». Подает надежды Мария Виноградова, еще не очень скоординированная, еще с испуганным лицом, но с заявкой на будущие успехи протанцевавшая вариацию Эсмеральды. Но безымянные девушки и мальчики, поименованные в программке как «учащиеся старших классов», так бестолково и непрофессионально станцевали мазурку из «Лебединого озера»... Кажется, что не один и не два, а больше старшекурсников явно не интересуются профессией. Оттого ли, что в свое время кое-кто поступил в академию не по таланту, а, скажем так, без особых хлопот или по иным причинам, но такое впечатление, что без пяти минут творцам танцы до лампочки и они вовсе не собираются работать по специальности после выпуска, а получив диплом, с облегчением разбредутся кто куда.

Во втором действии академия показала школьный спектакль – «Щелкунчик», дав ученикам возможность привыкать к профессии не в классе, а на сцене. Облюбованная школой довоенная редакция Василия Вайнонена для утренника особенно подходит, это вариант прочтения музыки Чайковского для детей, игнорирующий ее «взрослый» трагизм, но замечательно подчеркивающий сказочность и задушевность. Точно такую же идею пару лет назад осуществили в Мариинке, только там балет поставили целиком, получив, кстати, солидную прибыль от продажи билетов. В Москве ограничились избранными местами, объединенными в сюиту: Розовый вальс, Вальс снежинок, национальные танцы кукол, па-де-де Маши и Щелкунчика в финале. И стоило приходить на балет ради двух девочек: Катерины Кудрявцевой (Испанский танец) и главной героини – Маши в исполнении Чинары Ализаде. Когда Чинара научится правильно рассчитывать силы и не уставать к концу, из нее (тьфу, не сглазить бы!) получится незаурядная балерина.

На следующий день после школьного «Щелкунчика» в театр слетелись критики и балетоманы: в «Светлом ручье» дебютировали два народных артиста – Галина Степаненко и Николай Цискаридзе. Но мне хочется сказать о другом. Комедийный «Ручей» и трагический балет «Ромео и Джульетта» – два репертуарных спектакля ГАБТа, которые, когда ни посмотришь, артисты всегда танцуют с удовольствием, даже те, кто вначале отказывался и артачился. В этих постановках исполнители дают публике драйв, а не отбывают трудовую повинность, как это регулярно случается на классических балетах. В обоих случаях речь идет о новых спектаклях, и роли ставились специально для нынешнего поколения Большого, пробудив наконец их дремлющий артистизм. Может, именно в этом ключ к качеству для театра и для школы? Театр, судя по последним проектам, проблему понимает, а школа – не очень. Спору нет, «Щелкунчик» 1934 года – наше наследие, и никто не призывает его отменять. Но как было бы славно, если б дети в академии не росли с убеждением: наш балет завсегда лучший в мире, потому что мы знать не хотим ничего, кроме арабесков четырех видов. Перемена к лучшему наступит, когда ученики (а главное, педагоги) начнут понимать: за пределами эстетики вчерашнего дня мир не кончается. А там, глядишь, и классику научатся не только почитать в теории, но и танцевать без зевоты, и характерный танец отбивать с блеском.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости