0
1252
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2004 00:00:00

Победа романтизма

Ольга Галахова

Об авторе: Ольга Галахова - театральный критик.

Тэги: морозов, юбилей, режисер, театр армии


морозов, юбилей, режисер, театр армии Шашка от генералов – самому «патриотичному» режиссеру Борису Морозову.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Театр Российской армии отпраздновал юбилей главного режиссера Бориса Морозова, который вступил в эту должность в 1995 году.

В день чествования театр сначала сыграл один акт из последней премьеры – спектакля «Севастопольский марш», поставленного Борисом Морозовым по «Севастопольским рассказам» Льва Толстого, а затем сразу без антракта труппа, занятая в этой постановке, перевела действо спектакля в юбилейное торжество.

Сам новорожденный хоть и предполагал, что к нему будут благосклонны в этот день, но многого из случившегося не ожидал. Надо было кому-то запомнить в труппе, что любимая песня Морозова из фильма «Весна на Заречной улице», надо было постараться, чтобы открыли на небесном своде звезду Морозова в Созвездии Скорпиона, и вручить принародно сертификат. Когда в финале вся труппа вышла на сцену с песней «Зачем, зачем на белом свете есть безответная любовь», то на экране в это время мелькали фотографии, взятые из семейного альбома.

В этот момент волнения не мог сдержать ни шестидесятилетний новорожденный, ни зал. Выкатили торт с шестьюдесятью свечами. Борис Морозов, подойдя к микрофону с ответным благодарственным словом, не смог справиться с дрожью в голосе, вернулся к столику, положил цветы, собрался с духом, чтобы ответить толикой той сердечности, которую он получил справедливо и заслуженно в этот день. «Я постараюсь служить тем чувствам, которые вы мне подарили сегодня», – сказал он и сказал замечательно, что в очередной раз выдает в нем чувствительное сердце.

Да, в свои шестьдесят на юбилей Морозова собрался полный зал Театра армии, пришла телеграмма от президента страны Владимира Путина. Морозова пришли поздравлять актеры Малого – все нынешние первачи, где Морозов прожил целую эпоху, где ставил «Горячее сердце» Островского, «Пир победителей» Солженицына, актеры Театра имени Станиславского, Театра имени Ермоловой во главе с Владимиром Андреевым, имени Моссовета во главе с Павлом Хомским, Театра сатиры, а также Марк Розовский, Николай Сличенко, Валентина Талызина, директор ЦДА Маргарита Эскина, Эммануил Виторган и др. Со словом от труппы выступила Людмила Касаткина.

Однако стоит вспомнить биографию режиссера как повод к осмыслению определенной судьбы. Борис Морозов совсем не случайно поблагодарил одним из первых своего учителя – Андрея Алексеевича Попова. Однако, прежде чем прийти в свой дом, о котором говорили актеры Театра армии, режиссер прошел тернистый путь, на котором состоялись свои потери, свои разочарования, свои страдания. Благо, находились люди, которые протягивали руку помощи, как, к примеру, Владимир Андреев, позвавший Морозова, когда тот лишился работы, уйдя из Театра имени А.С. Пушкина, режиссером в Малый. До этого случилось другое поражение. В Театре имени Станиславского, где ярко стартовали сокурсники Анатолий Васильев, Борис Морозов и Иосиф Райхельгауз в середине 80-х и где, казалось, начнется новая жизнь, о которой мечтал их учитель Андрей Попов, эта новая жизнь не случилась. Туда назначили главным режиссером сына Георгия Товстоногова – Сандро. В знак протеста ушли все трое. «Ушли, – скажет Борис в интервью позднее, – при полном согласном молчании театральной Москвы». Хотя здесь им будут поставлены такие спектакли, как «Брысь, костлявая, брысь», «Сирано де Бержерак» с Сергеем Шакуровым в главной роли.

На юбилейном вечере произошла материализация прошлого, мы стали свидетелями театрального чуда, когда артисты Театра Станиславского сыграли эпизод из спектакля «Брысь, костлявая, брысь», в котором молодой герой прощался в местной парикмахерской маленького городка со своим отрочеством и уезжал навсегда. Наверное, так уезжал сам отрок Борис когда-то из Челябинска в Москву и, оставляя свой родной дом, возможно, так же читал заклинание: «Брысь, грусть! Брысь, наше одиночество! Брысь, старость и ты, смерть! Брысь от моего дома, костлявая!» Как удалось актерам сыграть так, что к нам вернулись те, теперь уже далекие переживания театрального счастья, случившиеся почти тридцать лет назад? Тот спектакль рождался в чистоте нравственного чувства, любви к своей малой родине, своему очагу, своему детству, с которым каждого жизнь заставляет расставаться навсегда.

Сергей Шакуров на этом вечере также совершил театральное чудо, прочитав монолог Сирано де Бержерака: «Я не увижу вас, любимая, прощай!» И оказалось, что можно и сегодня слушать и слышать поэзию. Шакуровский голос покрыл и здесь пространство Театра армии, подчиняя мысли о том, что только поэты могут любить жертвенно и самозабвенно, героически и нежно, как умели любить Маяковский, Высоцкий. Так думалось тогда, но, что поразительно, так думается и сейчас, когда слышишь Шакурова, хотя нас почти убедили в том, что такой романтизм – безвозвратное прошлое. Однако, выходя на подмостки этой сцены, так не думает старейший актер театра Владимир Зельдин, который спел отрывок из спектакля «Человек из Ламанчи». Когда ты слышишь из уст девяностолетнего актера: «Клянусь всю жизнь мечтать, бороться, когда побежден, искать непосильной задачи», то понимаешь, что в конце концов только благородный стоицизм, вдохновенная цель и есть высшая задача любой артистической натуры, которая возвышается над буднями, обывательской идеологией, отрицающей идеализм. И чем дальше, тем больше вульгарному времени не будут нужны герои в жизни и тем больше в них будет нуждаться наша сцена. Борис Афанасьевич, у вас еще все впереди! Еще понадобится шашка, подаренная вам генералами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1166
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1216
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
543
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
797

Другие новости