С помощью виолончели Наталья Гутман парит в идеальных сферах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Среди знаковых событий концертного сезона особое место у фестиваля «Посвящение Олегу Кагану»: он справляет свое пятилетие, и можно говорить об определенных традициях, сложившихся на сегодняшний день. Время его проведения приурочено к 21 ноября – дню рождению выдающегося скрипача: вокруг этой даты группируются все остальные события. Неизменной величиной остается и Наталия Гутман – замечательная виолончелистка, вдова безвременно (в 43 года!) ушедшего из жизни артиста. Рядом с ней – друзья, давние партнеры Кагана, целое созвездие великолепных артистов, составивших честь лучшим сценам мира. Юрий Башмет, который сыграет целый сольный концерт с «Солистами Москвы», Александр Рудин и «Musica Viva», Алексей Любимов┘
Разброс авторов также весьма широк: от Марчелло и Телемана до Шнитке и Сильвестрова, чья российская премьера «Реквиема» состоится на закрытии фестиваля. Особое место занимает музыка Моцарта, в которой Каган достигал идеальной гармонии. Не случайно о нем так и писали: «Моцарт на современной сцене». Моцартовская «Концертная симфония» для скрипки, альта и струнных стала последним сочинением, которое скрипач исполнил вместе с Башметом в немецком городке Кройте за 3 дня до смерти.
Но на открытии, прошедшем в Большом зале консерватории, звучал Бетховен – композитор более мужественный и, как кажется, более отвечающей индивидуальности Наталии Гутман. Не случайно Святослав Рихтер, с которым семейный дуэт Каган–Гутман был тесно связан творчески и лично, говорил : «Гутман – лучший в мире виолончелист», подчеркивая ее мужскую хватку и отсутствие сентиментальности.
Звучал не героический Бетховен, борющийся с судьбой, но Бетховен лучезарный и светлый, а порой с перчинкой, как это было в ранних опусах ≈ редко звучащих ансамблях с духовыми. Отлично показали себя зарубежные гости фестиваля – кларнетист Эдуард Бруннер, валторнист Бруно Шнайдер, гобоист Юрген Эверс и фаготист Яакко Луома. В септете к ним присоединилась скрипачка Анна Чумаченко, основательница знаменитого Мюнхенского трио и звезда нового поколения альтистка Димут Поппен.
Тон всему фестивалю задало исполнение бетховенской Виолончельной сонаты №3 – Гутман с пианисткой Элисо Вирсаладзе. Они понимают друг друга с полуслова, отсюда ощущение абсолютной свободы, парение в идеальных сферах, куда – как посвященные – были допущены и мы с вами.