0
1096
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2004 00:00:00

Цирк после молитвы

Тэги: батшева, израиль, балет, шоу


Гастроли танцевальной компании «Батшева» на сцене концертного зала «Россия», видимо, обманули ожидания тех, кто купился на слова «шоу-балет» в рекламе. Нет, хореограф Охад Нахарин действительно сочинил шоу. Другое дело – какое именно. Зрелище под названием «Анафаза» решительно не похоже на эстрадный балет «Тодес», раскрученный «Риверданс» и тому подобное. Развлечение из Тель-Авива придумано интеллектуалом-эстетом не без легкого пижонства. Тут сплошные загадки. Неясно, космополитический ли это спектакль (на чем настаивает Нахарин) или израильский по духу (на что указывают много штрихов). И как воспринимать «Анафазу» – это концептуальный проект или пародия на него? А может, абсурдное варьете? Здесь кино показывают на голом женском теле, ритм выстукивают с помощью пластиковых бидонов из-под воды, а грохот барабанов предваряет иронически-«проникновенное» пение Нахарина – в своем балете он бубнит про любовь загробным баритоном, а нарочито примитивные слова песни высвечиваются на маленьких экранчиках.

Создатель балета обожает работать с семантическими оппозициями, предпочитая при этом находиться посередине, так сказать, в «розе ветров». Вследствие чего и зритель должен пребывать в межеумочном эмоциональном состоянии, впитывая одновременно «силу и бессилие, усталость и элегантность, здравый смысл и сумасшествие». «Анафаза» – это чередование «быстрых» и «медленных» эпизодов: со сцены идет напористый драйв, расслабление и снова драйв. Как в бане зимой – сначала разогрелся, потом с размаху в снег. Во время такого «закаливания» публика, по замыслу, испытает букет разнообразнейших чувств, от восторга до негодования, а главное, поймет, что цель «Анафазы», как говорил хореограф, состояла в проверке понятия «преувеличение». Так, в общем, и было, хотя в иные моменты напор со сцены слабел и казалось, что вот этот прикол между танцами придуман только для того, чтоб исполнители могли отдышаться и переодеться. Все равно привычно созерцать, сидя в кресле, на «Анафазе» не удается: уж больно силен адреналин от эстрадно-спортивно-балетной техники израильских танцоров, например, их мастерские «касания без касаний», когда ладони проходят буквально в миллиметре от тела партнера, но не дотрагиваются до него.

Лепту в визуальное накопление «всего со всем» вносят костюмы – от пиджачных пар с котелками до шальных юбок «герлс» из мюзикла, то и другое – одежда для обоих полов. И танец – от одиночной женской медитации в память танцовщиков, погибших от СПИДа, до цунами сидящих и при этом двигающихся тел (танцовщики, расположенные полукругом на стульях, так истово дергаются по очереди, раздеваясь на ходу до трусов, что воздушный вихрь швыряет на пол крайнего в ряду). Причем это самое «цунами», поставленное на религиозные еврейские песнопения в рок-обработке, одновременно и молитва, и кощунство: нарушая догму по форме, оно – исключительно своею неуемной энергетикой – поддерживает традицию «веры от души» по существу. Нервно стискивать руки, до отказа сжимать лопатки (чтоб спина пошла «юзом»), с размаху садиться на шпагат, зримо колебать воздух копчиком и крутить на бедрах воображаемый хулахуп – чем не молитва телом?

После молитвы был цирк. Выходит на сцену некто клоунского вида, в блестках, со зловеще нарисованными черными «провалами» глаз, и начинает дразниться: «Все встаньте». – Встали. – «Кто не верит в реинкарнацию, можете сесть». – Некоторые сели. «Кто зарабатывает больше полумиллиона в год, сядьте» – сели почти все. Богатые, видно, пришли зрители. Благостно улыбаясь, оратор смешивал высокое с низким, предлагая встать тем, кто не понимает иврит, знает, где находится север, не любит свою работу, родился в ноябре или готов умереть за кого-то. Дальше – больше. В зал спустились танцовщики «Батшевы» и потащили на сцену зрительниц из зала, причем не только молодых. Зрелище напоминало «приколы нашего «Городка» из популярной телепередачи: седые бабушки и дамы большой комплекции, спровоцированные на танец с профессионалами, попали в ситуацию, которая может и зажать, и раскрепостить, если человек способен перешагнуть через очевидную неловкость. Наши женщины оказались на высоте – они не стушевались и поиграли в дансинг, на лету схватывая переменчивые особенности момента. Зал хохотал и от души аплодировал. Все-таки шоу, как ни крути.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости