Фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» открылся мировой премьерой двух сочинений Сергея Слонимского (2003): «Реквиема» для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра и посвященной Михаилу Шемякину Симфонии № 11. По словам композитора, «Реквием» был создан под впечатлением происходящих в мире трагических событий последних лет и посвящен памяти всех невинно убиенных. С другой стороны, на этом концерте нельзя было не вспомнить великий ахматовский «Реквием»: по словам Слонимского, дата исполнения была выбрана произвольно, но все же оказалась именно 30 октября, Днем памяти жертв политических репрессий.
Большой зал филармонии давно не видел такого стечения публики: ко второму отделению, в котором исполнялся «Реквием», народ явно еще прибывал. Современная серьезная музыка вопреки пессимистическим прогнозам своего слушателя все-таки находит: в зале «держатели» филармонических абонементов объединились с любителями хоровой музыки. Из «именитых» петербуржцев были замечены Даниил Гранин, Александр Кушнер, композиторы и музыковеды разных поколений и даже сам бессменный руководитель композиторского Союза Андрей Петров.
За дирижерским пультом стоял Владислав Чернушенко – художественный руководитель капеллы, на этом концерте вернувшийся к профессиональной деятельности после болезни. По словам самого Слонимского, тот просто возрождался к жизни на репетициях этого произведения. И в самом деле, в его вдохновенной трактовке было столько желания жизни, что, сидя в зале, можно было даже забыть, что слушаешь «Реквием», однако редкие и гулкие удары похоронного колокола возвращали к реальности. Справедливости ради надо сказать, что Чернушенко связывает со Слонимским давняя творческая дружба: в свое время он заканчивал консерваторию исполнением одной из симфоний композитора. Про «Реквием» же он заметил еще на пресс-конференции: «Как мне кажется, это произведение будет иметь долгую концертную жизнь». Теперь есть все основания надеяться, что он окажется прав.