Вторая половина фестиваля «Гран па» заметно отличалась от первой. Если начало проекта было связано с серьезными постановками, задействовавшими зрительский интеллект, то в конце нам показали образец «балета для народа» (американская труппа «Комплекшнс»), а потом и вовсе ударились в хохмы, привезя труппу «Трокадеро де Монте-Карло» (специальность – пародия на штампы классики в исполнении мужчин). Сказанное не значит, что финал «Гран па» был плох. Наоборот, оба коллектива имеют свои неоспоримые достоинства. Просто лицезрение британцев и голландцев можно сравнить с кулинарными изысками типа фуа гра в малиновом соусе, американцы же похожи на яичницу с черным хлебом, по-своему тоже вкусное блюдо.
«Комплекшнс» начал с балета «Гимн», точнее, с одной его части, под названием «Красное». Те, кто смотрит, непременно должны знать, что спектакль в целом есть «интерпретация трех цветов американского флага». Хореограф Дуайт Роден и полуклассические-полуэстрадные танцовщики сотворили зрелище широко доступное, с явными элементами плакатности. Главная героиня, похожая на ожившую статую Свободы, куда-то призывает, а труппа, вняв призыву, играя мощными телосложениями, танцем культуристов стремится к чему-то патриотическому и возвышенному. Другие номера в принципе повторяли идеи «Красного» в смягченном виде: так называемые «простые американцы и американки» в танц-соревнованиях типа «я крутой, и ты крутая», лирические дуэты, навеянные современной американской музыкой, – от Дюка Эллингтона до Принса. Не девушки, а королевы бензоколонки. Не парни, а сплошь дольфы лундгрены и клоды ван даммы. Такое искусство, бодрящее, как кукурузное виски, и тонизирующее, как кока-кола, одинаково примут и в Нью-Йорке, и в Айове. Приняли и у нас. Публике особенно полюбилась стремительная «Притти-Гритти сюита», похожая на спортивную вакханалию. А когда на сцену вышел солист труппы, великий танцовщик Дезмонд Ричардсон, и в соло показал уже не брутальный, а тонко нюансированный, волшебный танец, в зале началась овация.
После этого смотреть смешные пародии «Трокадеро де Монте-Карло» (или «Трокс», как они себя называют) было просто, как дважды два – четыре. Кто не засмеется, когда волосатая мужская грудь виднеется в вырезе балетной «пачки»? Когда крошечный оруженосец принца из «Лебединого озера» (в программке написано – «в обрамлении Чайковского») ошалело мечется между громадных птичек, орущих басом, пинающих кавалера ногами и душащих за горло? Когда наивность старинных постановок, вплоть до картонного лебедя, выплывающего на сцену, всемерно выпячивается, доводится до абсурда и умножается на сто? Когда, наконец, в программке «балерины» названы сплошь русскими именами, вроде сложенной из двух российских «звезд» Светланы Лопаткиной или придуманной Фифи Барковой? Заметить все это нетрудно, вернее, невозможно не заметить. Но не каждый зритель увидит, какой сильный профессионализм стоит за гримасами и гэгами. Выступления «Трокс» впечатляют не потому, что мужики высмеивают женский классический балет – обхихикать его может любой, а потому, что у нас редкая балерина так хорошо владеет пуантами, имеет такую выворотность, такой апломб (устойчивость) и такое умение захватывать зал. Коммерчески беспроигрышный проект основан на тонкой игре, когда одна балетная пародия стилистически отлична от другой. Смешливые парни, выступая с накатанной программой, наверное, в тысячный раз, умеют создать у публики впечатление премьеры. В иные моменты просто забывалось, что танцуют не балерины: двойные туры на пуантах (а в Пахите» – тройное вращение!) – легко. Фуэте, тоже двойные, – пожалуйста. Почти неадаптированный текст сложнейшего па-де-де из «Дон Кихота» – за милую душу. И никакой жеманной игры в трансвеститов и «голубизну» за счет классики (видели и такое), когда политкорректному и толерантному обозревателю «НГ» хотелось отослать исполнителей в клуб соответствующей ориентации, где свои найдут своих.
...Фестиваль «Гран па» собирается менять название. Со следующего года он будет называться «Гран балет». Ну что ж, называйтесь как угодно. Только привозите столь же добротные программы, как в прошлом и в этом году. Держите уровень. А благодарность зрителей не заржавеет.