0
668
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2004 00:00:00

Первый юбилей «Золотого софита»

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: питер, премия, золотой софит


Литературную основу сочинил известный в узких театральных кругах своим остроумием Вадим Жук, поставил юбилейное шоу оперный режиссер Юрий Александров, по совместительству оказавшийся еще и лауреатом в номинации «лучшая работа режиссера в музыкальном театре». В результате их сотрудничества мог получиться какой-нибудь изумительный церемониальный гибрид вроде сатирического мюзикла или оперной сатиры. Не сложилось: вышла очередная церемония, хоть и десятая юбилейная, но в меру благостная, беззубая и аполитичная. Камнем преткновения оказался Виктор Шендерович, приехавший вручать «софиты» кукольным лауреатам аж из самой Москвы и посетовавший на отсутствие своих «кукольных» программ в сетке российского телевизионного вещания. Зал посочувствовал и себе, и г-ну Шендеровичу: без его многочисленных «кукол» жить стало значительно грустнее, преснее и пессимистичнее.

Еще удивил очень сам по себе тот факт, что главный тренер «Зенита» г-н Петржела вручал призы лауреатам в музыкальных номинациях. С недавнего времени наши городские театральные кассы стали продавать билеты не только в театры, на концерты, но и на спортивные матчи. ДТЗК, понятное дело, за счет продажи билетов на спортивные мероприятия увеличивает свой доход. Театры же, мягко говоря, не слишком довольны сложившейся ситуацией: проблема с заполняемостью зрительных залов в городе стоит достаточно остро, проблемно и разрешается исключительно в меру расторопности администраторов на местах. Впрочем, за исключением этого «спортивного» диссонанса юбилейная церемония прошла без каких-либо неожиданностей.

Как и предполагалось, в пяти номинациях победил мольеровский «Дон Жуан» Театра имени Комиссаржевской в постановке болгарина Александра Морфова: как лучший спектакль на большой сцене, актерский дуэт, работа режиссера, художника и художника по костюмам. Как сообщил художественный руководитель театра Виктор Новиков, получая за отсутствующего г-на Морфова причитающийся тому «Золотой софит», с этого сезона тот становится приглашенным главным режиссером Театра имени Комиссаржевской, театр же получил столько «софитов» не так просто, а по случаю дня своего рождения. Что ж, можно только позавидовать такому подарку.

Другой безусловный лидер сезона, хоть и обруганный неоднократно и незаслуженно городской театральной критикой, – шекспировская «Двенадцатая ночь» в постановке Григория Дитятковского на сцене БДТ имени Товстоногова – выиграл всего в двух из четырех заявленных номинаций. «Золотой софит» за лучшую женскую роль достался Алисе Фрейндлих: честно говоря, уж не знаю, что должно было произойти, чтобы Фрейндлих, которая за последние четыре года наконец-то сыграла новую роль, причем мужскую – шута Фесте, не получила этого приза. Жаль, что он не достался Марине Азизян за лучшую работу художника и Григорию Дитятковскому за лучшую работу режиссера.

Зато «Золотой софит» дали студентке курса Дитятковского при БДТ Полине Толстун за лучший дебют в роли Оливии в той же «Двенадцатой ночи». Второй «софит» за дебют, видно, для равновесия достался Екатерине Бесковой из Александринского театра. Странно, что в этой номинации не оказалось ни одного дебютанта: видимо, номинационный совет внимание обращает больше на дебютанток, чем на дебютантов.

Лучшим актером сезона оказался Михаил Разумовский, скорее по совокупности заслуг, чем за конкретную роль: для него эта «Золотая маска» стала первой наградой на долгом и весьма содержательном театральном пути. Спектакль «PRO Турандот» признанного питерского авангардиста Андрея Могучего, с этого сезона ставшего еще и штатным режиссером Александринского театра, был назван лучшим на малой сцене. Большинство премий в музыкальных номинациях оказались в Мариинском театре, что удивления ни у кого не вызвало. А в кукольных – в не так давно возникшем театре «Потудань», что выглядело, наоборот, довольно странно для Петербурга, в котором давно и достойно сосуществуют целых три государственных кукольных театра. В последнее время город будоражат абсурдные слухи о слиянии двух из них: Театра кукол-марионеток и Большого театра кукол – в один театральный коллектив под руководством единой дирекции. И в свете этих слухов распределение «кукольных» призов выглядело не только странно, но и вызывающе.

Премии «за творческое долголетие и уникальный вклад» были вручены художнику Марту Китаеву и актеру Михаилу Светину. Еще одну, по совокупности заслуг, с оригинальным названием: «за уникальный вклад в развитие отечественного музыкального театра и возвращение на русскую сцену тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» – присудили Валерию Гергиеву, которого, как обычно, на церемонии не было: он дирижировал на фестивале в Роттердаме.Премия имени Товстоногова «за выдающийся вклад» досталась основоположнику оперной режиссуры и, по словам председателя номинационного совета Кирилла Лаврова, «большому другу Георгия Александровича» – Борису Покровскому.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1492
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
938
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
670
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
925

Другие новости