0
1277
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Как стать звездой

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: искусствол, звезды, актеры


Есть звезды и звезды. Есть звезды там, и есть звезды тут. Однако наша звезда – понятие сугубо национальное.

На Западе и в Америке есть четкая грань между сериалами и кино как таковым. Звезды сериалов, будь они трижды любимы и почти родные (как, например, актеры из «Санта-Барбары»), в настоящее кино если и пролезут, то на третьестепенные роли. Их среда обитания – это мир кухонь и домохозяек. Там они желанны и привечаемы. Точно так же, как настоящая, высокооплачиваемая звезда кино не то что не пойдет сниматься в сериал – ее туда просто не позовут, в первую очередь из-за того, что средний гонорар звезды сожрет 80 процентов бюджета всего сериала. Можно ли представить себе, чтобы, скажем, Николь Кидман или даже кто другой, звездным рангом пониже, появилась в какой-нибудь «Любовь и тайны Сансет Бич»? Пожалуй, только Джорджа Клуни сериал вывел в звезды. До «Скорой помощи» он снимался у второстепенных режиссеров, однако режиссеры первостепенные (те же Коэны) за обворожительной внешностью рассмотрели еще и приличный талант.

У нас звездами становятся наоборот – в основном с помощью телевизора, то есть сериалов. В сериалах, как известно, можно плохо играть. Ничего удивительного, сериал не относится к произведениям искусства, и денег на него выделяется обычно немного. Снимается сериал, как правило, одной (в лучшем случае – двумя) камерой, что опять же не способствует качеству продукта.

Зато сериалы смотрят все. Или почти все. Или многие. В отличие от кино – нашего, отечественного, разумеется. Вот сейчас наш родной оскаровский комитет предложил на «Оскара» «Ночной дозор», который, как известно, побил в России все рекорды по части кассовых сборов, обогнав даже «Властелина колец». Только ведь не светит ничего «Ночному дозору» на «Оскаре», у них там своего похожего навалом, только получше. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.

В «Ночном дозоре», кстати, главную роль сыграл Константин Хабенский. Актер хороший и еще не очень раскрытый. Хотя во мхатовских спектаклях очень хорош – что в «Утиной охоте», что в «Белой гвардии». Играет, кстати, вместе с Михаилом Пореченковым.

Интересно, кто бы знал, к примеру, тех же Хабенского и Пореченкова, если бы не «Убойная сила» да не «Агент национальной безопасности» (кроме профессионалов, разумеется)? Правда, и в кино они оба тоже снялись – Хабенский в «В движении» и в «Механической сюите», Пореченков – в «Трио» и тоже в «Механической сюите». Надо отдать им должное, хорошо сыграли, да только любят их не за это. А все больше – за «Убойную┘» и «Агента┘».

Обидно, право. Снимается ведь кино, в этом кино снимаются актеры, притом хорошие актеры, а любимыми и знаменитыми становятся за счет сериалов. Вот Андрей Панин, скажем, кочует из сериала в сериал – то «Каменская», то «Семейные тайны», то сугубо положительного персонажа сыграет, то сугубо отрицательного. Спросите любого (или почти любого) телезрителя: «А где Андрей Панин еще играл?» – наверняка в ответ вам пожмут плечами. А ведь Панин играл и в «Ядах, или Всемирной истории отравлений», и в «Трио». И уж единицы знают, что Панин еще и в театре нарасхват.

Или, например, Юрий Степанов – безмерно талантливый актер. Но кто видел «Время танцора» Вадима Абдрашитова, кто знает, что Степанов без продыху играет в Мастерской Петра Фоменко? Степанов – это кто? Это тот, который в «Гражданине начальнике» и в «Штрафбате»? Ну да, и там тоже. Но любить-то, по-хорошему, его стоит не только за это.

Звездами в России становятся необязательно хорошие актеры. Достаточно помелькать в прайм-тайм в сериале, и, будьте спокойны – блестящий ярлычок «звезда» приклеится надолго. В этом смысле «звезда здесь» и «звезда там» – понятия абсолютно разные. Ни в какой другой стране плохой или даже средненький актер в звезды не пробьется. У нас же разделения на звезд сериалов и кинозвезд нет. Те, кого еще можно назвать звездами, давно перевалили за шестой десяток, начав свою звездную карьеру тогда, когда количество сериалов на нашем телевидении можно было перечесть по пальцам: «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и пр., а западные фильмы показывали по секрету для избранных в Доме кино.

Стало уже общим местом жаловаться, что публика не хочет ходить на отечественное кино. Объясняют это и разваленным прокатом, который только-только начинает приходить в себя; и давно, еще в советские времена, сложившимся стереотипом – все наше обязательно хуже закордонного; и отсутствием денег на рекламу и раскрутку отечественного продукта. Все это, конечно, так. Однако есть еще одна и, похоже, чуть ли не самая важная причина нежелания просиживать вечера в кинозале, поддерживая отечественного производителя. Ведь практически всех тех, кого публика хочет видеть, она и так регулярно видит у себя дома, глядя сериалы, думая при этом, что смотрит кино, и с легкой душой записывая соответственно любимых «серийных» актеров в ранг кинозвезд. Большинству и правда невдомек, что кино и сериал суть разные явления. Происходит явная подмена понятий «искусство» и «шоу-бизнес».

Интересно, что один из лучших за последнее время фильмов о Великой Отечественной войне – «Штрафбат» – появился именно на телевидении в виде сериала, окончательно уверив зрителя в том, что в кино ходить нет никакого смысла – все хорошее можно увидеть, не выходя из дома.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2286
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1136

Другие новости