Есть звезды и звезды. Есть звезды там, и есть звезды тут. Однако наша звезда – понятие сугубо национальное.
На Западе и в Америке есть четкая грань между сериалами и кино как таковым. Звезды сериалов, будь они трижды любимы и почти родные (как, например, актеры из «Санта-Барбары»), в настоящее кино если и пролезут, то на третьестепенные роли. Их среда обитания – это мир кухонь и домохозяек. Там они желанны и привечаемы. Точно так же, как настоящая, высокооплачиваемая звезда кино не то что не пойдет сниматься в сериал – ее туда просто не позовут, в первую очередь из-за того, что средний гонорар звезды сожрет 80 процентов бюджета всего сериала. Можно ли представить себе, чтобы, скажем, Николь Кидман или даже кто другой, звездным рангом пониже, появилась в какой-нибудь «Любовь и тайны Сансет Бич»? Пожалуй, только Джорджа Клуни сериал вывел в звезды. До «Скорой помощи» он снимался у второстепенных режиссеров, однако режиссеры первостепенные (те же Коэны) за обворожительной внешностью рассмотрели еще и приличный талант.
У нас звездами становятся наоборот – в основном с помощью телевизора, то есть сериалов. В сериалах, как известно, можно плохо играть. Ничего удивительного, сериал не относится к произведениям искусства, и денег на него выделяется обычно немного. Снимается сериал, как правило, одной (в лучшем случае – двумя) камерой, что опять же не способствует качеству продукта.
Зато сериалы смотрят все. Или почти все. Или многие. В отличие от кино – нашего, отечественного, разумеется. Вот сейчас наш родной оскаровский комитет предложил на «Оскара» «Ночной дозор», который, как известно, побил в России все рекорды по части кассовых сборов, обогнав даже «Властелина колец». Только ведь не светит ничего «Ночному дозору» на «Оскаре», у них там своего похожего навалом, только получше. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.
В «Ночном дозоре», кстати, главную роль сыграл Константин Хабенский. Актер хороший и еще не очень раскрытый. Хотя во мхатовских спектаклях очень хорош – что в «Утиной охоте», что в «Белой гвардии». Играет, кстати, вместе с Михаилом Пореченковым.
Интересно, кто бы знал, к примеру, тех же Хабенского и Пореченкова, если бы не «Убойная сила» да не «Агент национальной безопасности» (кроме профессионалов, разумеется)? Правда, и в кино они оба тоже снялись – Хабенский в «В движении» и в «Механической сюите», Пореченков – в «Трио» и тоже в «Механической сюите». Надо отдать им должное, хорошо сыграли, да только любят их не за это. А все больше – за «Убойную┘» и «Агента┘».
Обидно, право. Снимается ведь кино, в этом кино снимаются актеры, притом хорошие актеры, а любимыми и знаменитыми становятся за счет сериалов. Вот Андрей Панин, скажем, кочует из сериала в сериал – то «Каменская», то «Семейные тайны», то сугубо положительного персонажа сыграет, то сугубо отрицательного. Спросите любого (или почти любого) телезрителя: «А где Андрей Панин еще играл?» – наверняка в ответ вам пожмут плечами. А ведь Панин играл и в «Ядах, или Всемирной истории отравлений», и в «Трио». И уж единицы знают, что Панин еще и в театре нарасхват.
Или, например, Юрий Степанов – безмерно талантливый актер. Но кто видел «Время танцора» Вадима Абдрашитова, кто знает, что Степанов без продыху играет в Мастерской Петра Фоменко? Степанов – это кто? Это тот, который в «Гражданине начальнике» и в «Штрафбате»? Ну да, и там тоже. Но любить-то, по-хорошему, его стоит не только за это.
Звездами в России становятся необязательно хорошие актеры. Достаточно помелькать в прайм-тайм в сериале, и, будьте спокойны – блестящий ярлычок «звезда» приклеится надолго. В этом смысле «звезда здесь» и «звезда там» – понятия абсолютно разные. Ни в какой другой стране плохой или даже средненький актер в звезды не пробьется. У нас же разделения на звезд сериалов и кинозвезд нет. Те, кого еще можно назвать звездами, давно перевалили за шестой десяток, начав свою звездную карьеру тогда, когда количество сериалов на нашем телевидении можно было перечесть по пальцам: «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и пр., а западные фильмы показывали по секрету для избранных в Доме кино.
Стало уже общим местом жаловаться, что публика не хочет ходить на отечественное кино. Объясняют это и разваленным прокатом, который только-только начинает приходить в себя; и давно, еще в советские времена, сложившимся стереотипом – все наше обязательно хуже закордонного; и отсутствием денег на рекламу и раскрутку отечественного продукта. Все это, конечно, так. Однако есть еще одна и, похоже, чуть ли не самая важная причина нежелания просиживать вечера в кинозале, поддерживая отечественного производителя. Ведь практически всех тех, кого публика хочет видеть, она и так регулярно видит у себя дома, глядя сериалы, думая при этом, что смотрит кино, и с легкой душой записывая соответственно любимых «серийных» актеров в ранг кинозвезд. Большинству и правда невдомек, что кино и сериал суть разные явления. Происходит явная подмена понятий «искусство» и «шоу-бизнес».
Интересно, что один из лучших за последнее время фильмов о Великой Отечественной войне – «Штрафбат» – появился именно на телевидении в виде сериала, окончательно уверив зрителя в том, что в кино ходить нет никакого смысла – все хорошее можно увидеть, не выходя из дома.