0
1211
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2004 00:00:00

Современное и сакральное: слишком много нестыковок

Павел Голубев

Об авторе: Павел Голубев - арт-критик.

Тэги: третьяковка, инсталяция, предстояние, deisis


Мирча Элиаде, один из столпов современного религиоведения, в своей книге «Священное и мирское» писал: «Христианская вера основывается на неком историческом откровении: именно воплощение Бога в исторические времена и придает значимость символам в глазах христианина». Историчность, помимо всего прочего, дает существенную опору для всевозможных реконструкций и просто – лишнюю пищу воображению. Человек, так или иначе, склонен повторять космогонию (строя дом, меняя место жительства), вновь переживать мифы (во время празднеств – воссоздавая мифическое время, например, ощущая «ностальгию по раю») etc. Причем здесь разница между людьми верующими и неверующими не столь существенна: многочисленные пережитки и табу, имеющие магико-религиозные структуру и происхождение, представляют собой лишь вершину айсберга.

Редкий художник прошел мимо тем сакрального и профанного, священного и мирского. Визуальная часть инсталляции «Предстояние (Deisis)» (автор идеи, продюсер – Виктор Бондаренко, художник – Константин Худяков, автор текстов и консультант – Роман Багдасаров) – портреты персонажей реальной и сакральной истории. Вербальная – биографии либо эссе призваны дополнять визуальный ряд. Итак, их двадцать три: Иисус Христос, Дева Мария, Мария Магдалина, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, Гиппократ, Георгий Победоносец, император Константин, Николай II, Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Адам, Ева, Ной, Енох, Сим, Хам, Иафет, Моисей, Заратуштра, Царица Савская, Александр Македонский.

Авторов проекта нельзя упрекнуть в отсутствии трудолюбия: ими было переработано множество источников – Библия, апокрифы, богословские и философские сочинения, научные труды, из которых потребовалось извлечь детали жизнеописаний, черты характеров, особые приметы изображаемых лиц. Применена уникальная технология: портреты монтировались из подвергшихся трансформации мельчайших физиогномических фрагментов, для чего был задействован обширный банк исходных фото (около 60 тыс. снимков 350 моделей). Виртуальные образы были выведены на холсты, а затем обработаны аэрографом. Экспозиция действительно производит эффект: особенно впечатляют первые секунды, когда входишь в темный зал Третьяковки на Крымском Валу. Безумно пафосно, однако пафос отчасти объясним подборкой самих персонажей «Предстояния».

Кстати, именно подборка вызывает большинство вопросов. Авторы недвусмысленно дают понять: «Предстояние» – произведение светское, однако, по их словам, в проекте учитываются ценности православия. Но православию, и в частности позиции Русской Православной Церкви, чужд инклюзивизм, а именно им отдает включение, например, Заратуштры и Александра Македонского в импровизированный иконостас (развеска холстов напоминает структуру русского высокого иконостаса). Необычайно странным является и то, что «Предстояние» больше всего соответствует┘ эстетике католической чувственности. Если православие стремится к метафизичности, одухотворенности, в католической традиции преимущественное место занимает чувственность, эмоциональность. Отсюда культ Сердца Иисуса, стигматы, многочисленное чинопоследование страстей Христовых, статуэтки плачущей Богоматери – по такому же принципу «работает» инсталляция Бондаренко–Худякова–Багдасарова. «Блуп!» – сказала бы на это кортасаровская Людмила.

Удивляет и постановка художниками своей принципиальной задачи – художественной интерпретации сакральных образов в параметрах сегодняшнего восприятия, а портреты «Предстояния» позиционируются авторами как сакральные. Известный режиссер, основатель нового мистериального театра Борис Юхананов сказал однажды: «Использование сакрального в неконвенциональной среде сродни терроризму». Слишком серьезные нестыковки, к сожалению, портят проект и почти сводят на нет колоссальный труд его авторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1498
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости