0
1208
Газета Культура Интернет-версия

14.10.2004 00:00:00

В крепостном театре

Тэги: жолдак, театр, репертуар, фестиваль


жолдак, театр, репертуар, фестиваль Режиссер Андрий Жолдак.

– Что вам вообще сегодня интересно в театре?

– Сейчас мне интересен формальный поиск: не ради формального поиска, а ради скрытых смыслов. Я ставлю перед собой глубинные смысловые задачи на уровне бытия: живое и неживое, темное и светлое. Мои спектакли рассчитаны на подсознание. Пройдет неделя, а вы будете все равно вспоминать мой спектакль.

– Во время «Месяца любви» часть зрителей аплодировала после каждой картины, другая, большая, покидала зал┘

– Тургенева мы впервые играли в России, только что мы играли этот спектакль в Германии и в Финляндии, был сумасшедший успех. В целом по реакции зала я понимаю (не говорю «понравилось» – «не понравилось») образовательную разницу: европейское общество – более открытое. И, например, если я не принимаю какое-то искусство, но вижу, что это мощно сделано, я сижу и размышляю. Мне кажется, что в русском обществе не хватает какого-то другого взгляда на театр. У вас я встретил агрессию, как всегда. Просто в России нет моего зрителя, и я подумал, что мне не надо в России работать.

– Есть предложения от российских театров?

– Да, сейчас я заканчиваю переговоры с Галиной Волчек, которая для меня – личность-глыба, легенда. Хочу придумать с ней какой-нибудь формалистический спектакль. Я думаю, было бы интересно соединить глубокую русскую школу с моими сумасшедшими фантазиями. Но советчики ее пугают – в Москве Жолдака тоже боятся.

– Если бы вам предложили на выгодных условиях навсегда уехать за границу со всей труппой, вы бы согласились?

– Если мне предложат ставить в Австралии или Колумбии, я соглашусь с удовольствием. Я вышел на уровень общечеловеческий, планетарный. Моей родины нет, наша национальность – это временная прописка. Моя родина там, где театр.

– Вам предложили поставить два спектакля в Германии┘

– Да, подписан контракт на год. Я уезжаю туда с постановочным цехом и частью труппы. Немецкие продюсеры мне сказали: «Поставь спектакль, который ты не можешь сделать ни на Украине, ни в России. Тебе все разрешено, не думай о цензуре: попробуй сделать так, как ты чувствуешь». Все мои спектакли, даже «Тургенев» («Месяц любви». – Ю.К.), имели сложности по выпуску. Харьковский театр, когда я его принял, был очень провинциально утоплен. И я за два года сделал там четыре с половиной спектакля («Гольдони. Венеция» я назвал «Четыре с половиной», потому что он – короткий). Сейчас мои актеры натренированы: то, как они играют, – это очень тяжело, честное слово.

– Актеры театра «Березиль» – идеальные исполнители ваших замыслов?

– Да, но здесь тоже много проблем. Я им говорю: «Когда вы начнете мне противостоять, со мной спорить?» У моих актеров есть рабоподчинение. Все театры и на Украине, и в России – крепостные театры, а актер – крепостной человек, для которого все кругом – большие начальники. В Петербурге – прекрасные актеры, но, когда я работал с ними, было ощущение рабской запуганности. Это болезнь системы.

– Это свойство репертуарного театра?

– Нет, я – за репертуарный театр. В Германии, кстати, много театров репертуарных, как в России, и за счет этого они выживают. Антрепризы уничтожат театр. Театр должен существовать на репертуарной основе, но по-другому. Пока это как в «Одном дне Ивана Денисовича»: «№ 575Щ! Идите на репетицию!» – «Есть, товарищ командир!»

– Проблема отсутствия личностей?

– Это самая большая проблема в моем театре. Еще запуганность. Но я думаю, что театр является каплей общества. Если на Украине сейчас нет демократического общества, то театр, как зеркало, это отражает. Я думал, что за два года смогу их изменить. Не могу: пробую, у меня не получается. Сейчас один немецкий продюсер сказал мне: «Если ты хочешь прогрессировать как художник, тебе надо завязывать с Россией и Украиной, работать с личностями и технологиями». Меня не надо любить, а в моем театре все меня очень любят, – я хочу дистанции и не хочу думать о том, как сделать, чтобы на сцене шел дождь, а в глазах актрисы не читалось отсутствия зарплаты.

В российском театре очень мало экспериментальных работ. Почему? С такой традицией, таким количеством актерских, режиссерских школ, так мало на огромную страну режиссеров-экспериментаторов. Вот Дмитрий Черняхов – режиссер сегодня интересный. Еще – Антон Адасинский.

– К какой модели театра вы хотите прийти?

– Это театр, где актеры существуют на уровне неживых существ. Сейчас я на грани между актером и марионеткой работаю, а после марионетки пойдет следующая стадия, когда актер станет искусственным.

P.S. На закрытии фестиваля «Балтийский дом» международное жюри объявило А.Жолдака лауреатом главной премии с денежным эквивалентом 15 тыс. долларов США.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1183
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1235
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
552
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
810

Другие новости