Накануне 20-летия «Коллективных действий»...
Фото предоставлено галереей «Е.К.АртБюро»
Галерея «Е.К. АртБюро» интересна тем, что значительная часть ее выставочных проектов представляет классику отечественного contemporary art. Актуальный художественный процесс всегда пробьет себе дорогу – от новых работ старых художников (равно как от новых работ – новых) и так дрожат стены галерей, а под разнообразные фестивали можно смело отдавать все без исключения водоемы европейской России: одной «Арт-Клязьмы» нам уже явно мало. О «мастодонтах» давным-давно все сказал известный теоретик и критик современного искусства Борис Гройс, который, правда, воочию наблюдал эту кипучую деятельность эпохи последнего «ледникового периода», получившую название «московский концептуализм». Проблема в одном – с тех пор, как известно, прошло достаточно много времени и вдохнуть полной грудью атмосферу «московского романтического» образца, допустим, 1979 года, довелось далеко не каждому; хотя бы просто в силу возраста. Благодарным потомкам остались тысячи страниц обзоров и фундаментальных исследований, пожелтевшие фотографии перформансов, да ностальгические воспоминания самих «мастодонтов».
Другое дело, если появляется «третье измерение». Выставка «Объекты КД (Объекты в акциях группы «Коллективные действия»)» посвящена именно этому. Знаменитые «Коллективные действия» (Монастырский, Алексеев, Панитков, Ромашко, Кизевальтер, Макаревич, Елагина) еще в 70-х прославились главным образом благодаря своим акциям, так что, естественно, нигде теперь не достанешь ни палатки, специально оставленной где-то в лесу близ Одинцова, ни звонка, звучащего под снегом и т.д. Правда, сохранилось немало объектов – часть из них, собственно, выставлена в «Е.К. АртБюро». «Объекты КД» – проект археологический, архивный; скорее он представляет собой результат некоего длительного лабораторного исследования, нежели просто первично отобранный материал, помещенный в колбу музейных витрин и стеллажей. Разумеется, объекты сами по себе не «читаются» без определенного комментария (описаний акций, фотографий etc.), хотя даже его присутствие не добавляет экспозиции живости. Однако было бы грубейшей ошибкой требовать неуместного здесь драйва, ведь искусство «Коллективных действий» всегда отличали определенная медитативность, легкий лиризм. И первое, и второе присутствует в объектах, они ценны именно этим.
Хотя в 70-х видеодокументация перформансов КД была невозможна (в то время в Советском Союзе, как известно, не было любительских видеокамер), любопытно взглянуть, что представляют собой акции «Коллективных действий» сегодня – около часа записи демонстрируется в «Е.К. АртБюро». Художники все так же испытывают привязанность к пасторальным пейзажам: акции в большинстве своем проводятся в Подмосковье. Не оставили КД тем пространства и времени: настенные часы растягиваются на четырех веревках, привязанных к стволам деревьев. Монастырский и К╠ уничтожают килограммы помидоров (одетый в красную рубашку Алексеев топчет их в пешеходном переходе над МКАД), мешок картошки (картофелинами приглашенные на акцию «Мешок» пытаются сбить часы, прикрепленные к столбу), буханки хлеба (они должным образом разрезаются, становясь объектами акции «Полет на Сатурн»). И хотя в некоторых акциях нынешних КД сквозит ностальгия, но если уже немолодые художники готовы собственноручно вырубить добрых два десятка квадратных метров («На просвет») пусть и не самого дремучего леса, это уже стоит многого.