0
823
Газета Культура Интернет-версия

11.10.2004 00:00:00

Деление клетки в тени эвкалипта

Тэги: хореография, израиль


Пребывание в Израиле – соблазн для критика из России: здесь впору писать книгу «Русские корни местного балета». Два примера. У бывшей прима-балерины Большого театра, народной артистки СССР Нины Тимофеевой школа в Иерусалиме. Бывший солист Кировского (Мариинского) театра Валерий Панов, тот самый, что некогда с грандиозным скандалом и после больших мытарств был отпущен советской властью в эмиграцию, возглавляет балетную компанию в Ашдоде и собирается выпустить премьеру «Пахиты». Но Министерство иностранных дел Израиля, пригласившее несколько московских журналистов, имело в виду знакомство «на месте» с ведущей танцевальной компанией страны, собирающейся к нам на гастроли.

Труппа «Батшева» названа в честь библейской героини (в синодальном переводе Библии – Вирсавия), но как бы опосредованно: Батшевой звали первого финансового покровителя компании, баронессу де Ротшильд из клана французских Ротшильдов. Именно она привезла в страну знаменитого американского хореографа модерн-данса Марту Греам, чтобы та научила израильтян танцевать. Нельзя сказать, чтобы до 1964 года (момент основания «Батшевы») танца в Израиле не было вовсе: первый в истории страны танцор описан в Библии – это царь Давид, который плясал перед ковчегом Завета. Искусство движения здесь всенародно любимо («У нас танцуют не меньше, чем пишут, а пишут все», – сказал нам местный гид). Когда в Палестину поехали евреи из многих стран мира, они прихватили с собой разнообразнейшие пластические традиции. Израильской ментальности близко понятие «начать с нуля», и в скором времени в стране на равных существовали ансамбль на основе древних йеменских плясок («Инбал») и проекты по мотивам немецкого экспрессионистского танца. С возникновением «Батшевы», с приездом Греам и других мировых хореографов картина израильского балета стала создаваться уже не прозрачными мазками, но густыми плотными красками. Именно великая Марта приметила израильского мальчика Охада из кибуца, послав его учиться в Джульярд – знаменитую американскую кузницу музыкальных и балетных кадров. Сегодня всемирно известный Охад Нахарин (ему заказывает спектакли вся Европа) – постоянный хореограф «Батшевы», а до прошлого года – многолетний худрук компании. Когда Нахарина (кстати, горячего поклонника стихов Иосифа Бродского) вознамерился переманить в свою труппу великий швед Матс Эк, условием отказа от лестного предложения худрук выставил строительство нового здания для «Батшевы». Здание построили в центре Тель-Авива, под сенью эвкалиптов и финиковых пальм. Здесь обозревателю «НГ» довелось увидеть балет Нахарина «Анафаза» – 6 и 7 ноября его покажут на сцене концертного зала «Россия».

«Анафаза» – название одной из стадий деления клетки. Впрочем, никаких аналогий с биологией хореограф настоятельно советует не делать, а велит просто впитывать энергетику спектакля. Тем более что Нахарин поставил не столько балет, сколько синтез искусств, к тому же интерактивный: под хитроумным излучением софитов здесь говорят, поют, стучат на барабанах, играют на гитаре и приглашают на сцену зрителей, чтобы они двигались вместе с профессионалами. Начало этого шоу, когда танцовщики сидят полукругом на сцене и быстро раздеваются выше пояса под звуки песни с иудаистским пасхальным текстом, в момент премьеры (1993 год) вызвало скандал в Израиле, дошедший до парламента: религиозные ортодоксы обвиняли хореографа в кощунстве. Нахарин отбился, хотя от него требовали раздевать исполнителей не догола, а до хотя бы трико телесного цвета.

В разговоре с московскими гостями хореограф утверждал, что не знает, в чем специфика израильского танца, и отказывался делить искусство по этническому, религиозному или национальному признаку: «Между людьми больше общего, чем того, что их разделяет, остальное – просто макияж». Нахарину можно верить. Во всяком случае, хореография его спектакля – смесь африканских шаманских камланий, брейка, восточного танца живота, спортивной гимнастики, эротических «примочек» и танцевальной техники «изоляции», при которой каждая часть человеческого тела (рука, нога, шея или голова) могут работать автономно от всего остального. Другое дело, что от спортивно-мускулистой манеры (как рок-н-ролл или гладиаторские бои!), с которой танцуют в «Анафазе», неуловимо веет настойчивостью пионеров освоения Палестины, с их верой в свои силы и упорством в достижении цели.

Нахарин считает, что «балет – результат выбора композиции, а не история, которую начали бы словами «жили-были». Движение – как аромат свежего воздуха. Оно не символизирует. Вы чувствуете напряжение, порядок, ткань, силу, преувеличение или ослабление, энергию, неуловимость, взрыв». В общем, о сути дивертисмента танцев «Анафазы» зритель должен догадаться сам. Многозначность смыслов совершенно в духе Израиля: только в этой стране при крике «Моше!» не сразу ясно, зовут ли со двора мужа или призывают мессию.

 

Тель-Авив–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
575
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости