В Смоленске завершился первый международный евроазиатский кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век». Несмотря на то что кинофорум прошел без присущих такого рода мероприятиям пышности и помпезности, кинематографистам удалось решить основную задачу – сделать реальные шаги на пути восстановления единого прокатного пространства. Этой проблеме и было посвящено основное рабочее мероприятие фестиваля – круглый стол с участием парламентариев стран – участниц фестиваля, а также представителей министерств культуры стран ближнего зарубежья и ЮНЕСКО. Для участия в работе круглого стола в Смоленск приехал председатель правления Союза кинематографистов России, член комиссии по делам ЮНЕСКО Никита Михалков. Впервые за 15 лет в Смоленске за большой круглый стол сели представители 14 стран, чтобы сообща решить общую проблему. Суть ее в том, что после развала Советского Союза кинематографисты бывших республик враз лишились многомиллионных аудиторий – чтобы вывезти ленту в Россию, приходится платить огромные пошлины. Поэтому для проката картины за пределами своих республик их создатели идут на самые невероятные ухищрения: «Для того чтобы провезти пленку и не платить гигантский таможенный штраф, ассистенты и операторы кладут эту пленку в коробку из-под торта!» – «открыл тайну» президент кинофестиваля Геннадий Полока. Сейчас армянские, казахские, азербайджанские и другие режиссеры везут свои картины в Россию или, скажем, на Украину фактически контрабандным путем.
Впрочем, существующие барьеры наносят урон и российскому кинематографу – прибыль от прокатов российских картин в бывших союзных республиках давно получают иностранные посредники. «Что нам мешает сотрудничать напрямую?!» – недоумевали собравшиеся. Но абсурдность ситуации заключается в том, что большинство таможенных санкций незаконны. В ходе двухчасового обсуждения проблемы выяснилось, что в 1995 году было принято соглашение, касающееся общего прокатного пространства, которое подписали представители 12 стран. Оказывается, уже почти десять лет существует документ, который обязывает правительства создавать условия для существования этого самого единого прокатного пространства. И на сегодняшний день от этого соглашения – никаких результатов.
Основным итогом работы круглого стола стало создание рабочей группы, которая разработает документы, способные заставить работать соглашение. Курировать работу комиссии будут исполком стран СНГ и ЮНЕСКО. Уже в октябре пакет документов будет передан правительствам заинтересованных государств. Следующий фестиваль, как рассчитывают участники форума, пройдет уже в новом – едином – кинопространстве. Что касается места проведения, то уже решено, что им вновь станет Смоленск. Участник фестиваля народный артист России Валерий Золотухин заявил: «Для меня этот фестиваль гораздо важнее, чем ММКФ, потому что его цель – сплотить творческих людей, создав единое кинематографическое пространство». «После бесконечно долгого блуждания в темноте нам удалось, наконец-таки, найти выход из хаоса», – подытожил смоленские события режиссер и драматург Ираклий Квирикадзе.
Смоленск