0
788
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

«Мертвые души» никак не обойдутся без живых

Тэги: театр, маяковка, арцибашев


театр, маяковка, арцибашев Усталость – перманентное состояние Сергея Арцибашева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Сергей Николаевич, а для театра дорого такой рекламой заниматься? Или есть какая-то смета в Комитете по культуре, которая позволяет не на коммерческих условиях, а на льготных такие растяжки вешать на главных улицах Москвы?

– Это дорого для театра. Здесь другой вариант: этими растяжками пользуются рекламные фирмы. И оттого, что к зданию театра прицеплена эта растяжка, они дают на какой-то срок бесплатное место.

– То есть самыми богатыми людьми в Москве должен быть Владимир Андреев, худрук театра Ермоловой, потому что самая первая растяжка на Тверской крепится как раз к Театру Ермоловой.

– Тут не до богатства: просто появляется возможность бесплатно рассказать о премьере. А в другое время растяжкой пользуется рекламная фирма.

– Судя по разговорам с режиссерами, удовлетворение от работы испытывают не все, кто за несколько последних лет встал у руля московских театров. У вас их два, и вы один из тех, кого можно назвать театральным олигархом. Двумя театрами руководить труднее или, наоборот, проще?

– Тяжелее, конечно. Если бы я просто руководил, но я ведь должен еще и ставить, поскольку я режиссер. Надо разрываться и успевать. Если на Покровке я два спектакля в год выпускал – это было нормально, – то теперь надо делать и в Маяковке спектакли и не забывать Покровку.

– Вас, естественно, в связи с этим сравнивают с Табаковым. Но вы в отличие от него, как мне кажется, не пытаетесь одних актеров Театра на Покровке привлекать к спектаклям театра Маяковского. Сейчас, как мне кажется, вы как-то специально разводите эти два театра.

– Изначально была такая установка, что это два совершенно разных организма, с разными эстетическими подходами, с разными возможностями. И я с самого начала не хотел их ломать. Наоборот, я, привлекая Костолевского и Филиппова раньше, когда я пришел в Маяковку, сделал другой спектакль "Женитьба" уже в условиях театра Маяковского. А на Покровке идет тоже "Женитьба", с другими актерами.

– Не желая ни стравливать, ни каким-либо образом вызывать вас на откровенность: тяжело сейчас работать в Москве, когда рядом есть такой успешный человек, как Олег Табаков, который и много работает, и имеет, очевидно, какие-то умения в привлечении богатых людей, которые становятся спонсорами театра. Какие-то чувства это вызывает?

– Какие могут быть у меня чувства? Зависть, что он удачно работает, что он талантливый организатор, что он все успевает, что у него есть эти связи. Я бы тоже этого хотел. А соревноваться? Это уж как получается.

– Усталости нет от этих двух или уже трех сезонов?

– Усталость – перманентное состояние. Невозможно выйти из этого, потому что выходишь – и возникают другие болячки. Пока я в работе – ничего.

– Вы думаете изменить репертуар в Театре Маяковского до неузнаваемости?

– Я пытаюсь добавлять, потому что нужны премьеры, нужны новые постановки. Практически работают две сцены – основная и филиал. Сейчас я хочу, чтобы заработала Малая сцена. Поэтому нужны новые постановки.

– Когда вас в чем-либо упрекают, то частенько обращают внимание на то, что вы позволяете в вашем филиале больше, чем где бы то ни было, работать телеведущему Андрею Максимову. Хотите ли вы в принципе, чтобы в филиале был какой-то свой режиссер?

– Нет, наверное, так не получится. Это производство, и не надо забывать, что театр всегда остается производством. А сегодня это еще и деньги, и рынок, и необходимость в новых спектаклях, на которые бы зрители шли. Поэтому надо ставить спектакли. Андрей Максимов оказался в тот момент готовым заполнить эту нишу, которая меня волновала, – он был готов поставить новый спектакль в филиале. Он оказался в нужное время в нужном месте. Две постановки, которые идут на филиале, собирают публику, их смотрят. Я доволен тем, что это состоялось.

– Глядя со стороны, все равно не устаешь удивляться тому, как в театре искусство сочетается с «низкими заботами» – о кассе, об успехе┘ У вас есть какие-то мечты, которые вас в этом театральном деле держат?

– Вы имеете в виду что поставить, что сделать? Есть. Но все это основано немножко на другом. Действительно, театр доставляет людям радость, даже в любых спектаклях. Люди все равно идут за какой-то радостью, за искусством. Это уже, наверное, в крови. Наша работа – в том, чтобы доставить радость другим. И мечты связаны с тем, чтобы продолжать делать это.

– Прошедший сезон открыл нескольких актеров. В «Карамазовых» по-новому открылся талант Игоря Костолевского. Мне кажется, такого рода драматических ролей у него не было давно, а может быть, и не было никогда. Другая история – с Евгенией Симоновой, роль которой в «Трех высоких женщинах» критики называют лучшей в прошлом сезоне. Для меня открытием стали Спиваковский и Бутырцева, много лет проработавшие в театре и почти не выходившие на сцену┘

– Это была одна из моих основных идей, когда я пришел в театр, – дать возможность работать людям, как можно больше занять актеров, хотя бы понять, на что они способны. То, что там богатый творческий потенциал, это я видел и раньше. Но надо дать актерам возможность что-то сделать и понять, что они могут и хотят ли. Хотя я и объявил, что мой приоритет – русская классика, тем не менее я сделал и "Банкет" для среднего поколения, и "Развод по-женски", где вообще занял 20 женщин, которые с удовольствием играют в этом спектакле. Конечно, для них это новый всплеск, радость от того, что они востребованы. Я действительно много времени трачу на размышления о том, как теперь всех развести, как еще одну работу придумать, кого и где занять.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
473
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
478
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
595
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
403

Другие новости