0
1052
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2004 00:00:00

Властители дум: вчера и сегодня

Тэги: театр, актеры, интеллигенция


театр, актеры, интеллигенция Петр Фоменко и Юрий Грымов: старое и новое?
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Митинг, состоявшийся некоторое время тому назад на Васильевском спуске, кроме прочего, навел на грустные мысли по поводу наших российских звезд: когда власти, случается, необходимо их веское художественное слово, она обращается к тем мастерам культуры, которые проверены временем, к звездам «старого призыва»: рядом с мэром Москвы Юрием Лужковым и председателем комитета Госдумы по безопасности Владимиром Васильевым, спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым и советником президента РФ Асламбеком Аслахановым на трибуне стояли Владимир Спиваков, Василий Лановой и Константин Райкин. Можно взять еще список недавно утвержденного состава Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Из 28 его членов 16 можно с той или иной мерой «притяжения» отнести к художественной элите, это – представители собственно творческой интеллигенции. Из них максимум пятерых, хотя некоторых и с натяжкой, можно отнести к поколению новых звезд: Сергея Жигунова, Евгения Миронова, Валентина Юдашкина и Николая Расторгуева (с учетом того, что ВИА «Лейся, песня!» прославился в 1980–1985 гг.). По отношению к общему числу это около 18%, к числу художественной элиты – чуть больше 30%.

Это даже странно. Достаточно сходить, скажем, на премьеру «Карамазовых» в Театр имени Маяковского, чтобы увидеть, кого узнает и кому радуется публика, а кого – привычно «наблюдает»: весьма спокойно реагируют на игру Игоря Костолевского или Александра Лазарева и взрываются аплодисментами, едва на сцену выходят звезды телесериалов, Олеся Судзиловская и Дарья Повереннова.

Стало интересно, каково вообще соотношение старых и новых звезд в московских театрах.

Итоги можно назвать плачевными, во всяком случае, оптимизма они не внушают. Конечно, красноречивее они бы смотрелись в сухих таблицах, но, учитывая отсутствие у читателя, интересующегося новостями культуры, привычки к такого рода изложению, отчитаемся в привычных старых формах.

Из всех московских театров мы выбрали 14, для которых актуальны как разговор о звездах, так и разговор о соотношении старых и новых звезд. Кроме арифметических «выкладок» попробуем пофантазировать на тему возможного призыва тех и других к государственному ответу.

Начнем с Театра имени Маяковского: соотношение 12:3, причем если из «старого призыва» на трибуну можно вызвать или спросить «о главном» почти любого, будь то Игорь Костолевский или Евгения Симонова, Александр Лазарев или Светлана Немоляева, то среди «нового пополнения» с большою натяжкой можно представить выступающими по социальным вопросам Судзиловскую (ой, вряд ли...) или Лобоцкого.

Малый театр: 24:2. Из звезд «старой формации» любой способен откликнуться на вопросы, волнующие всю страну, выскажется почти любой (и Александр Михайлов, и Элина Быстрицкая, и Валерий Баринов...). Молодые в этой роли не смотрятся.

МХАТ имени Чехова: 27:10. Из «взрослых» в активной жизненной позиции можно подозревать любого, из «новых звезд» – может быть, половину (и это – пожалуй, самый высокий процент): и Алексея Гуськова, и Константина Хабенского, и Игоря Верника...

«Современник»: 15:10 (победитель в этой «номинации»). Из звезд со стажем высказаться «по существу» могут и сама Волчек, и Кваша, и, как многие помнят, Лия Ахеджакова, из новых – пожалуй, двое-трое, Гармаш и Дроздова, может быть, Хаматова.

Театр Сатиры: 13:4, а по второй номинации – примерно 10:0, «сухой» счет.

В ТЮЗе – 3:1, а ответственность могут разделить только «взрослые», худрук и штатный режиссер театра, Генриетта Яновская и Кама Гинкас, а также актер Игорь Ясулович.

«Сатирикон»: 3:5, из них активную жизненную позицию можно с уверенностью ждать только от Константина Райкина.

Театр имени Пушкина: 5:6, во втором «тайме» счет 2:2 (с одной стороны, красноречивые Алентова и Пороховщиков, с другой – потенциально красноречивые Оксана Мысина и Игорь Бочкин).

С театром «Школа современной пьесы» так или иначе сотрудничают 14 звезд, прославившихся еще при советской власти, и всего 2 – из загоревшихся в последние годы. Из первого списка выступить может почти каждый (и Дуров, и Юрский, и Алферова, если надо будет), из «молодых» – разве что Александр Гордон.

Театр имени Моссовета: 18:6, во втором случае – предположительно 8:2 (с одной стороны, Козаков, Тараторкин, Стеблов, с другой – Екатерина Гусева и Александр Домогаров).

Театр имени Вахтангова: 13:7, соотношение же тех, кого можно призвать «к ответу», – 7:2 (из «новых звезд» это – Юлия Рутберг и Максим Суханов, который пока агитирует за страховую компанию).

В «Мастерской Петра Фоменко» все актеры – новой формации, все – молодые, но отвечать за всех по-прежнему приходится Петру Фоменко. Он выступает, когда находит силы (общее же соотношение звезд и знаменитых людей в этом театре можно представить как 1:8).

«Ленком»: 12:10, хорошее, радующее вроде бы глаз соотношение звезд разных не то чтобы поколений, но двух разных эпох. Но во втором «состязании» побеждают все равно первые: 5 или 6 к двум (это Александр Лазарев и Дмитрий Певцов).

Оптимизм оставляет одна «Табакерка»: 4:5, с учетом, что в первой «четверке» находится и сам худрук. Что же до активной жизненной позиции, то по разным поводам и в разных советах выступают сегодня и Табаков, и Смоляков (это старшие), и молодые звезды «подвального театра» Сергей Безруков и Евгений Миронов.

Как ни крути, а власти положиться, выходит, особо не на кого. 30% – самый лучший результат. Даже там, где успели вырастить целую когорту новых звезд, вывести на трибуну, если такую вдруг выстроят, практически некого.

Во власти уже сменилось как минимум два поколения элит. Во взаимоотношениях же с театральной интеллигенцией власть, судя по всему, руководствуется старой русской пословицей про старого коня, который борозды не испортит. Да и репертуар, судя по только что приведенным таблицам, и кассу по-прежнему приходится тянуть нашим «старым» коням.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
494
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
500
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
626
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
421

Другие новости