Стиль Еланской в жизни – подростковый.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Сфера».
Если стиль – это человек, то характер – это судьба. И то и другое суждение в полной мере подходит Екатерине Ильиничне Еланской, народной артистке России, создателю и бессменному руководителю известного в Москве театра «Сфера».
Стиль Еланской – «подростковый» – кожаные куртки, брюки вместо юбок. Чтобы было удобно репетировать. А характер – железный, воительницы. У дочки знаменитой мхатовки второго поколения Клавдии Еланской и не менее знаменитого, но трагически несчастливого режиссера Ильи Судакова, нужно признаться, сильный голос. На ежевечерних, после окончания спектаклей, разборках слышно, насколько она гневается и кому из актеров на этот раз особенно достается.
В ее кабинете худрука «Сферы» на стене – огромная фотография матери. А рядом – странный, останавливающий внимание эскиз. Теплые коричневые тона, хаос штрихов, из которых выступает контур и интерьер большого собора. Внизу площадка – арена, от нее – по кругу и плавно амфитеатр для зрителей, а ввысь – по отвесным стенам – площадки и переходы для играющих и смотрящих. Так постоянный художник «Сферы» Владимир Солдатов, с которым Еланская встретилась много лет назад в безвестном и прозябавшем Литературном театре ВТО, канувшем в Лету, как и сама славная театральная организация, – запечатлел мечту режиссера. Вернее – преображение, новую стадию, фазу той давней мечты и послужившей рождению театра «Сфера», который существует, работает вот уже двадцать три года, тогда как театр-собор пока еще видение, мираж. Зная характер и волю Еланской, можно думать, что вполне осуществимые.
Легко устремляться за мечтой в молодости. Трудно сохранять ей верность десятилетия подряд, вопреки обстоятельствам и людям. Теперь, по прошествии времени, когда есть свой театр, свой тип спектакля, действенного, динамичного, музыкального, где слово, пение и движение уравнены и соединены, есть новое театральное пространство, в котором зрители и исполнители предельно сближены, «проникают» друг в друга, видно: Екатерина Еланская поначалу только тем и занималась, что убегала от своего актерского, а потом и режиссерского счастья, от больших, шумных, неоспоримых в Москве 60–70-х годов удач.
Ушла из Малого театра после Софьи в «Горе от ума» и Эмилии Галотти. Ушла из Театра им. Вл. Маяковского от Охлопкова после Катерины в «Грозе» и Корифейки в «Медее».
Но играть роль, как хочет «другой человек» – постановщик, – Еланская не могла. Мышление и воображение ее было не актерским, а режиссерским, хотя талантливую актрису видела в ней и в этом качестве рекомендовала Львову-Анохину в Театр им. К.С. Станиславского главная «учительница» Еланской по режиссуре – Мария Осиповна Кнебель.
Шумный успех имели ее первые спектакли – «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Вкус черешни» – в «Современнике», куда ее позвал сам Ефремов и где она на годы обрела союзником и близким человеком Олега Даля.
Слово «сфера» пришло само собой, хотя Еланская, выросшая среди театральных легенд, знала об опытах со сценой-ареной Мейерхольда и Крэга. Но путь к Дому в саду Эрмитаж оказался долгим. Одно время она работала с приглашенными знаменитостями, соединяя их с актерской молодежью. Татьяна Доронина, Екатерина Васильева, Лилия Толмачева, Евгения Симонова, Гафт, Тараторкин, Бортников, Калягин, Козаков, Римма Быкова, Евгений Весник, Кира Головко шли к ней, увлеченные ее режиссерскими и литературными идеями.
Театр Еланской дали потому, что ее спектакли – «Почта на юг», «Нездешний вечер» по знаменитому очерку Цветаевой и стихам великих русских поэтов, «Бедные люди» по Достоевскому, «Живи и помни» по Распутину с Дорониной в главной роли, «Там вдали┘» Шукшина с Евгенией Симоновой и Киндиновым, «Перед зеркалом» Каверина и многие другие – имели успех. Сначала дали имя – «Сфера», а потом – помещение.
Сегодня в «Сфере» идут спектакли-долгожители. Девятнадцатый сезон – «Театральный роман», семнадцатый – «Маленький принц», 16-й – «Гарольд и Мод» с Риммой Быковой и ее юным партнером Степаном Коршуновым – самым младшим┘ Пятнадцатый – «Доктор Живаго» с Александром Коршуновым┘ Если так, то значит, у «Сферы» есть свой, за десятилетия сложившийся зритель...