0
677
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2004 00:00:00

Идеологическое затишье

Тэги: фестиваль, кино, киношок


«Несчастный» номер, «чертова дюжина», понедельник 13 сентября, на которое выпало открытие фестиваля кино стран СНГ и Балтии, не отразились на жизни XIII «Киношока». Для одного из самых интересных и информационных киносмотров в России сезон сложился удачно. На территории пансионата, где третий год квартируют гости и участники, за счет фестиваля в короткий срок выстроили кинозал для просмотров кино и полнометражных видеокартин. Техническое несовершенство городского кинотеатра «Октябрь», в последние годы являвшегося главной площадкой фестиваля, затрудняло участие фильмов, снятых без кинопленки.

Внеконкурсные показы видео – немецкие экспериментальные музыкальные клипы (1998–2003), фильмы, предоставленные Армянским центром современного искусства, и лучшее из конкурса III Канского видеофестиваля (Красноярская область) – по традиции проходили ночью под звездным небом, благо благоприятствовала погода. Скромный конкурс «Открытые видеоночи», возникший на IX «Киношоке» и воспринимавшийся многими как необязательная комическая развлекуха с изрядной долей «алко» и «порно», за четыре года оформился в автономное «Кино без кинопленки» (в этом году этот конкурс, включивший 6 картин из России и 6 из Армении, Литвы, Грузии, Украины и Таджикистана, судило жюри во главе с дебоширом Александром Башировым), дал ответвления – панорамные показы – и врос едва ли не в каждый конкурс фестиваля. Часть «коротышек» «Шор-Шока», в том числе его призеры – «Рок-музыка» Виктора Алимпиева и Сергея Вишневского (Россия), «Беглецы» Орзу Шарипова (Россия–Таджикистан) и «Немая прохлада» Серикбола Утепбергенова (Казахстан) сделаны с использованием Betacam, digital video, mini DV. Неординарность мышления у «Киношока» в крови. Фестиваль родился в год распада СССР, чтобы объединить кино разбегающихся стран, и едва ли не первым отреагировал на появление новых носителей изображения, почти каждый год изменяя программу. По словам Маргарет фон Шиллер, директора «Панорамы» МКФ в Берлине и члена жюри «Шорт-Шока», Берлинский фестиваль только начинает работать с видеофильмами.

В отличие от предыдущих лет на ХIII «Киношоке» отсутствовали ура-патриотические фильмы, восхваляющие мощь того или иного государства. Межэтнические конфликты сменила индивидуальная психология. «Мелодия пространства» (Азербайджан), «Остров возрождения» Рустема Абдрашева (Казахстан, Гран-при фестиваля) и «Охотник» Серика Апрымова (Казахстан, приз за режиссуру) – большинство фильмов разбирались с поэтической мифологией, прожитой жизнью, сладостями первой любви, мерзостью первого предательства, героизмом первого мужественного поступка. Воинственная Грузия, представленная в конкурсе видео и на «Шорт-Шоке», пекла лепешки и плясала лезгинку. Узбекистан как мог комиковал в лице «Великана и коротышки» (приз за мужскую роль). «Сомнамбула» Сулева Кеэдуса (Эстония, приз за операторскую работу) прокачала Вторую мировую войну учением Фрейда. «Марс» Анны Меликян (приз гильдии продюсеров и спецприз жюри) и «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной (приз Дане Агишевой за женскую роль) связали постсоветское экономическое отчуждение с замкнутостью характера и несложившейся личной судьбой. Даже наиболее радикальный «Бунт свиней» (Эстония) Яака Кальми и Рене Рейнумяги, вдоль и поперек исколесивший серпасто-молоткастую атрибутику, оказался сделан не только о советской, а о любой устоявшейся идеологии. Тем не менее не стоит говорить об анемии национальной гордости или делать вывод, что кино и самосознание стран Балтии и СНГ наконец-то успокоилось и догнало Европу. Не исключено, что идеологическое затишье на XIII «Киношоке» продиктовано экономическими причинами. Производство национальных идеологических блокбастеров дорого и занимает не один год. Возможно, очередная порция таковых подоспеет к следующему сезону.

Практически каждую прибывшую на фестиваль картину сопровождали авторы, существенно снизившие средний кинематографический возраст фестиваля. Солидные гости и жюри – Юозас Будрайтис, Александр Миндадзе, Юсуп Разыков, Вадим Юсов – вели себя более раскованно и менее официально, нежели обычно. Актриса Оксана Мысина, член большого жюри, устроила рок-концерт и исполнила несколько забойных песен на церемонии закрытия, что и стало самым шокирующим мероприятием XIII «Киношока».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1703
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1059
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1047

Другие новости