Американский пианист Ван Клиберн приезжал в Москву, чтобы дать концерт в память жертв терактов, в частности бесланской трагедии. За день до концерта Клиберн получил из рук президента РФ Владимира Путина орден Дружбы за вклад в укрепление российско-американского сотрудничества в области культуры.
В общем, ничего экстраординарного в том, что заокеанский культурный деятель получает награду из рук президента другой страны, нет. Тем более что в представлении советского (а теперь – и российского) народа Клиберн – американский пианист номер один. С тех пор как на Первом конкурсе им. Чайковского он получил первый приз, его имя для советских людей, не избалованных обильной информацией о США, стало в один ряд с такими «приметами» Америки, как кока-кола, Эмпайр-стейт-билдинг, Белый дом и Голливудские холмы. Разумеется, присуждение главной награды конкурса тогда, в 1958-м, не было и не могло быть свободным волеизъявлением членов жюри. Такие вопросы не решаются в кулуарах консерватории. Никита Хрущев удачно воспользовался моментом, чтобы с помощью значимого культурного события утвердить позиции Советского Союза на мировой арене. Для этого был выбран молодой, красивый, действительно талантливый техасец Харви Лаван Клайберн, затвердившийся у нас под именем Ван Клиберн.
Новейшая история знает немало случаев, когда деятели культуры становились объектом любви и пристального внимания официальных властей. И чем жестче была политическая обстановка, тем охотнее лепились культурные кумиры. Так было с Клиберном. Так было с Дином Ридом в ГДР, красивым певцом средненького таланта, сотворенным символом «свободной» Восточной Германии. Хорошего певца Пола Робсона в Советском Союзе чрезвычайно любили за якобы активную борьбу за права американских негров. Даже юный Робертино Лоретти – и тот умудрился в СССР (и заметим – более нигде в мире) стать звонким символом свободолюбивой части Запада. Это уж не говоря о целой компании свободолюбивых иностранцев, с культурой не связанных, – голодающий доктор Хайдер, пышноволосая Анжела Дэвис, заключенный Леонардо Пелтиер...
Вольно или невольно (по большей части все же вольно) закордонные кумиры обслуживали тоталитарную власть. Кто помнит сейчас Анжелу Дэвис, кто слушает песни Дина Рида, кто бы всерьез вспомнил о Ване Клиберне, не появись он сейчас в Москве? Через сорок шесть лет после своего звездного часа так и не заявивший больше о себе на мировой арене пианист приехал в Россию, чтобы, уже будучи орденоносцем, сыграть концерт в память жертв терактов. Разумеется, без согласования с российскими властными структурами подобные визиты не совершают. Да и орден за один день не «придумывается». В минуту жизни трудную нашим властям опять понадобилась икона, на которую уставший от бесконечной крови народ с удовольствием помолится, смахнув слезу умиления. Постаревшего кумира призвали вовремя: когда как не сейчас показать всему миру, что лучшие культурные ресурсы мира с нами, что нас поддерживают, да еще как – принимая орден из рук самого президента России!
Когда Мстислав Ростропович играл на развалинах Берлинской стены, это была добровольная, красивая и благородная акция. То, что Клиберн дал концерт в память жертв терактов, – акция тоже благородная. Только Ростропович за поддержку объединения Германии никаких высоких правительственных наград не получил – официальной Германии не нужна была пропаганда своего строя и призывы кумиров на службу ей тоже не нужны. Советскому режиму кумиры были жизненно необходимы, они исправно поддерживали миф о гуманности строя. Говорят, история повторяется в виде фарса. Однако порой она повторяется в виде подзабытого, но поддающегося реанимации урока той же истории.
Интересно, скоро ли в окрестностях Белого дома в Вашингтоне появится последователь доктора Хайдера, изголодавшийся и обласканный российскими властями?