Фестиваль «Искусство движения на Волге» уже в шестой раз объединил в Ярославле людей, заинтересованных диалектикой движения в самом широком понимании, но все же опираясь на танец. Съехались хореографы, танцовщики, перформеры, журналисты и ученые из Америки, России, Латвии, Венгрии, Чехии, Японии, Италии, собралось множество любопытствующих. Инициаторами слета еще 15 лет назад стали дружественные и симпатичные варяги – жители Миннесоты американка Лиса Фест (с ее именем приятно каламбурить – Елизавета Первая или Лиса Фестиваль) и ее муж Дэниэл Спок, внук знаменитого детского врача Бенджамина Спока. В конце восьмидесятых Лиса приехала в Ярославль учить русский язык и преподавать технику Александера. Ее поселили в семью Надежды Прошутинской. Пока придумывался танцфестиваль, Лиса родила девочку и назвала ее в честь русской подруги Надей. Надей Спок.
Может быть, «Искусство движения на Волге» – это не навсегда. Но то, что за 12 лет на сцене Ярославского ТЮЗа-тысячника перетанцевало множество красивых, гармоничных людей, которые заразили бациллой танца тысячи других, – уже бесспорный факт. Любовь зрителей в формате биеннале (раз в два года) может длиться долго, каждый раз вспыхивая как новый роман. Вот ведь и Камерон Диас на съемках фильма «Чувствуя Миннесоту» познакомилась с Мэттом Дэймоном. У них был недолгий, но яркий роман, о котором оба до сих пор вспоминают с теплотой. У Ярославля шанс чувствовать Миннесоту все еще длится – мэр города Виктор Волончунас намерен отпраздновать тысячелетие Ярославля в 2010 году в компании хореографов и танцовщиков современного танца со всего мира.
О секретах создания регионального танцфестиваля и механизмах его работы «Независимой газете» рассказал председатель оргкомитета «Искусства движения и танца на Волге» Александр Гиршон: «В России сейчас гораздо популярнее танец живота, беллиданс, чем «Калинка-малинка». Все это результат разрастания и укоренения глобальной деревни, в которой культуры и традиции беспрерывно смешиваются, а расстояния не имеют значения. Космополитичные люди склонны исследовать самые разные связи, в том числе и внутри собственного тела. Как-то один из нас, Олег Игнатьев, уехал в Питер учиться движению в театре «Дерево» Антона Адасинского. Вернулся и заразил всех новой пластикой – тем, что мы сейчас называем «физическим театром». У нас появилось свое помещение – подвал под крылом райкома комсомола. Был конец восьмидесятых – как раз стали открываться границы. В Ярославль по обмену приехала американка Лиса Фест, учить русский язык и преподавать технику Александера. Лиса сказала, что она впервые встретила людей, которые так хорошо понимают ее, и стала приезжать в город снова и снова. Появилась идея фестиваля. Ярославль немножко джазовый город. Достаточно представительная культурная прослойка Ярославля, безусловно, интегрируется вокруг фестиваля. Наша задача – поддерживать тех, кто занимается импровизацией. Поэтому мы два фестиваля назад привозили Стива Пэкстона. В этом году были Джулиан Гамильтон, Кэтрин Феррье, Брентон Ченг, Олег Сулименко, Евгения Андрианова┘ Импровизация более всего раскрывает проблему личности на сцене. Первый и самый важный вопрос: кто танцует? Это, пожалуй, одна из сутевых вещей современного танца. История танца модерн – это история личностей».
Ярославль–Москва