Былое и думы Алексея Ратманского.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
- Алексей, прежде всего хотелось бы разобраться в странной ситуации: в последнее время Юрий Григорович раздает интервью, в которых прохладно отзывается о вас. Бывший главный балетмейстер Большого театра недоволен репликой в вашем интервью «Независимой газете»: вы назвали «Легенду о любви» и «Спартак» выдающимися произведениями, но одновременно сказали, что вы не поклонник редакций классических балетов, сделанных Григоровичем. При этом Ю.Н. ссылается на письмо, которое вы послали ему в прошлом сезоне. В письме пишете, что будете рады любому сотрудничеству Ю.Н. с Большим театром. Юрий Николаевич возмущается: как это так – с одной стороны, хвалят и приглашают в театр, с другой, подвергают сомнению часть созданного....
═
– Не вижу тут противоречия. Я не кривил душой в обоих случаях: и когда хвалил, и когда сказал, что отдельные постановки Григоровича меня меньше впечатляют. Письмо я действительно написал, с моей стороны это был акт вежливости и уважения. Конкретных предложений Григоровичу мы пока не делали. По поводу балета «Болт», который я сейчас ставлю. Задолго до моего прихода в театр у Юрия Николаевича о «Болте» были долгосрочные переговоры с дирекцией Большого, которые ничем не закончились. Я решил сделать этот балет сам. И это все. Я в принципе против того, чтобы выяснять отношения с Ю.Н. через прессу.
═
– По моим сведениям, балетные спектакли ГАБТа часто интересуют нашу широкую публику больше, чем оперные постановки. И международный резонанс нашего балета на порядок выше резонанса оперного, наши солисты балета больше востребованы за границей, чем певцы. То есть балет, как я понимаю, лучше «кормит». Учитывается ли это обстоятельство при формировании афиши?
═
– Мы театр оперы и балета. Поэтому вполне естественно, что афишу мы делим пополам. Кроме того, мы не можем и не должны всецело зависеть от кассы. Это учитывается, но не является главным. Если бы в балете мы ориентировались только на кассу, в афише были бы только «Лебединое озеро» и «Спартак». И «Щелкунчик» на Новый год. А если какой-то спектакль не очень хорошо продается, но мы считаем, что он должен быть в репертуаре, то это вопрос недостаточной рекламы.
═
– А как рекламировать балет? Вешать по всему городу растяжки? Показывать по телевизору?
═
– Хотелось бы привлечь людей, которые вообще не ходят на балет. Эту задачу в какой-то степени решил спектакль «Ромео и Джульетта» – балет с современными героями и современной танцевальной лексикой. В зале всегда много молодежи, это очень важно. С другой стороны, мне ближе публика, которая действительно разбирается в балете. Для них нужно делать какие-то вечера, встречи с хореографами и артистами, лекции перед премьерами, показывать фрагменты репетиций. Как это делается во всем мире.
═
– Что нового, качественно или концептуально, мы можем ожидать в балете? К чему привели ваши записи в блокноте, которые вы ведете на каждом спектакле?
═
– Будут новые спектакли, новые исполнители, новые хореографы и педагоги. Что касается записей, почему-то они всех заинтриговали. Но в этом нет ничего особенного. Я просто фиксирую свои наблюдения по ходу спектакля, чтобы не забыть то, что потом скажу исполнителям. Идет повседневная работа, которая не прекращается ни на миг. Основная линия: классические балеты каждый раз должны идти качественно. Самое трудное – совместить подготовку премьер и репетиции текущего репертуара. Помимо этого каждый месяц запланировано три-четыре, а то и пять-шесть вводов артистов на роли, потому что не все нынешние исполнители тех или иных партий соответствуют этим партиям. Я, как новый человек в труппе, читаю это «с листа». И в театр пришли хорошие молодые танцовщики, которых нужно вводить в репертуар и, конечно, давать им шанс. Не говоря уже о том, что многие партии в спектаклях не были обеспечены несколькими составами. В случае болезни или отсутствия двух исполнителей случались критические ситуации, когда было некому танцевать.
═
– Осенью балет ГАБТа ожидают большие гастроли в США...
═
– Да, в октябре половина труппы уезжает. Мы полтора месяца будем ездить от Сиэтла до Бостона, везем в Штаты «Раймонду», «Дон Кихота» и «Ромео и Джульетту».
═
– Значит, не испугались американские импресарио критической атаки на «Ромео», которую предприняли лондонские газеты во время недавних летних гастролей балета ГАБТа в Англии?
═
– Не испугались. Мне вообще кажется, что лондонские критики ожидали от нас подтверждения своей давно и четко устоявшейся картинки: что Большой должен показывать, а что не должен. Для них наш балет – в первую очередь оплот традиций. Номинально все согласны, что без новых спектаклей нельзя. Но они упускают из виду, что мы в балете пропустили большой период развития, который прошли Европа и Америка, и теперь должны пройти это быстрыми шагами. Самое для меня огорчительное, что никто из рецензентов не пытался быть объективным, проанализировать балет, найти плюсы и минусы. Это странно для профессионального человека. Если они не замечают несомненных для меня достоинств этого балета, значит, мы совсем по-разному смотрим на вещи. Видимо, это разница ментальности или скорее зрительского опыта. Я был свидетелем горячего приема публики. В зале не было никакого освистывания, это неправда. Жаль, что наши информационные агентства с таким злорадством смаковали «провал» спектакля.