0
1707
Газета Культура Интернет-версия

22.09.2004 00:00:00

Алексей Ратманский: «Мы не можем всецело зависеть от кассы»

Тэги: ратманский, габт


ратманский, габт Былое и думы Алексея Ратманского.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Алексей, прежде всего хотелось бы разобраться в странной ситуации: в последнее время Юрий Григорович раздает интервью, в которых прохладно отзывается о вас. Бывший главный балетмейстер Большого театра недоволен репликой в вашем интервью «Независимой газете»: вы назвали «Легенду о любви» и «Спартак» выдающимися произведениями, но одновременно сказали, что вы не поклонник редакций классических балетов, сделанных Григоровичем. При этом Ю.Н. ссылается на письмо, которое вы послали ему в прошлом сезоне. В письме пишете, что будете рады любому сотрудничеству Ю.Н. с Большим театром. Юрий Николаевич возмущается: как это так – с одной стороны, хвалят и приглашают в театр, с другой, подвергают сомнению часть созданного....

– Не вижу тут противоречия. Я не кривил душой в обоих случаях: и когда хвалил, и когда сказал, что отдельные постановки Григоровича меня меньше впечатляют. Письмо я действительно написал, с моей стороны это был акт вежливости и уважения. Конкретных предложений Григоровичу мы пока не делали. По поводу балета «Болт», который я сейчас ставлю. Задолго до моего прихода в театр у Юрия Николаевича о «Болте» были долгосрочные переговоры с дирекцией Большого, которые ничем не закончились. Я решил сделать этот балет сам. И это все. Я в принципе против того, чтобы выяснять отношения с Ю.Н. через прессу.

– По моим сведениям, балетные спектакли ГАБТа часто интересуют нашу широкую публику больше, чем оперные постановки. И международный резонанс нашего балета на порядок выше резонанса оперного, наши солисты балета больше востребованы за границей, чем певцы. То есть балет, как я понимаю, лучше «кормит». Учитывается ли это обстоятельство при формировании афиши?

– Мы театр оперы и балета. Поэтому вполне естественно, что афишу мы делим пополам. Кроме того, мы не можем и не должны всецело зависеть от кассы. Это учитывается, но не является главным. Если бы в балете мы ориентировались только на кассу, в афише были бы только «Лебединое озеро» и «Спартак». И «Щелкунчик» на Новый год. А если какой-то спектакль не очень хорошо продается, но мы считаем, что он должен быть в репертуаре, то это вопрос недостаточной рекламы.

– А как рекламировать балет? Вешать по всему городу растяжки? Показывать по телевизору?

– Хотелось бы привлечь людей, которые вообще не ходят на балет. Эту задачу в какой-то степени решил спектакль «Ромео и Джульетта» – балет с современными героями и современной танцевальной лексикой. В зале всегда много молодежи, это очень важно. С другой стороны, мне ближе публика, которая действительно разбирается в балете. Для них нужно делать какие-то вечера, встречи с хореографами и артистами, лекции перед премьерами, показывать фрагменты репетиций. Как это делается во всем мире.

– Что нового, качественно или концептуально, мы можем ожидать в балете? К чему привели ваши записи в блокноте, которые вы ведете на каждом спектакле?

– Будут новые спектакли, новые исполнители, новые хореографы и педагоги. Что касается записей, почему-то они всех заинтриговали. Но в этом нет ничего особенного. Я просто фиксирую свои наблюдения по ходу спектакля, чтобы не забыть то, что потом скажу исполнителям. Идет повседневная работа, которая не прекращается ни на миг. Основная линия: классические балеты каждый раз должны идти качественно. Самое трудное – совместить подготовку премьер и репетиции текущего репертуара. Помимо этого каждый месяц запланировано три-четыре, а то и пять-шесть вводов артистов на роли, потому что не все нынешние исполнители тех или иных партий соответствуют этим партиям. Я, как новый человек в труппе, читаю это «с листа». И в театр пришли хорошие молодые танцовщики, которых нужно вводить в репертуар и, конечно, давать им шанс. Не говоря уже о том, что многие партии в спектаклях не были обеспечены несколькими составами. В случае болезни или отсутствия двух исполнителей случались критические ситуации, когда было некому танцевать.

– Осенью балет ГАБТа ожидают большие гастроли в США...

– Да, в октябре половина труппы уезжает. Мы полтора месяца будем ездить от Сиэтла до Бостона, везем в Штаты «Раймонду», «Дон Кихота» и «Ромео и Джульетту».

– Значит, не испугались американские импресарио критической атаки на «Ромео», которую предприняли лондонские газеты во время недавних летних гастролей балета ГАБТа в Англии?

– Не испугались. Мне вообще кажется, что лондонские критики ожидали от нас подтверждения своей давно и четко устоявшейся картинки: что Большой должен показывать, а что не должен. Для них наш балет – в первую очередь оплот традиций. Номинально все согласны, что без новых спектаклей нельзя. Но они упускают из виду, что мы в балете пропустили большой период развития, который прошли Европа и Америка, и теперь должны пройти это быстрыми шагами. Самое для меня огорчительное, что никто из рецензентов не пытался быть объективным, проанализировать балет, найти плюсы и минусы. Это странно для профессионального человека. Если они не замечают несомненных для меня достоинств этого балета, значит, мы совсем по-разному смотрим на вещи. Видимо, это разница ментальности или скорее зрительского опыта. Я был свидетелем горячего приема публики. В зале не было никакого освистывания, это неправда. Жаль, что наши информационные агентства с таким злорадством смаковали «провал» спектакля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
712
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2445
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1639
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1265

Другие новости