Государственный Эрмитаж представил очередную выставку из цикла «Шедевры музеев мира»: картину Рафаэля «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» («Мадонна Альба») из собрания Вашингтонской национальной галереи. Правда, оказалось, что она «заехала» в Россию лишь на полтора месяца, по дороге в Лондон, на грандиозную выставку «Молодой Рафаэль».
Сюжет выставки одной картины прост: до 1931 года рафаэлевский шедевр принадлежал эрмитажному собранию. Коллекция Эрмитажа, как известно, была богата его несколькими вещами: картинами «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство с безбородым Иосифом» (обе до сих пор у нас), «Мадонна Альба» и «Святой Георгий» (обе уже в Вашингтоне), а также копиями рафаэлевских лоджий Ватикана, воссозданных архитектором Кваренги и группой художников под руководством немецкого мастера Унтербергера.
Лоджии Рафаэля, естественно, никуда из Эрмитажа не исчезали, поскольку, к нашему огромному счастью, продать их невозможно в принципе, разве что вместе с музейными стенами. Все же остальное, что можно взять и унести и на что находился покупатель, стало планомерно распродаваться, начиная уже с 1920-х: существовал даже некий чудовищный проект «реализовать» целиком всю эрмитажную коллекцию. Советское государство, с одной стороны, постоянно нуждавшееся в деньгах, а с другой – стремящееся прорваться на западные рынки вооружения, похоже, было просто не в состоянии оценить истинную (не выражаемую в денежных знаках) ценность принадлежавших ему шедевров мировой культуры. Не зря, вероятно, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту выставку «напоминанием о том, чего нельзя делать руководителям государства»: «музей не склад, каждая вещь его коллекции является частью музейного ансамбля».
В 1928 же году в Эрмитаж поступил очередной секретный документ с особым списком из двадцати одной картины, предназначенной вождями страны для очередной продажи: все сплошь шедевры живописной коллекции музея, а под вторым номером – «Мадонна Альба» Рафаэля. Правда, то, что сейчас директор Эрмитажа классифицировал как «преступление», в те годы, хочется надеяться, воспринималось как историческая необходимость. Как бы там ни было, эту картину в 1931 году в ряду других, не менее ценных, приобрел американский миллиардер и министр финансов Эндрю Мэллон. А в 1937 году он уже смог подарить Национальной художественной галерее (Вашингтон) около двадцати шедевров из бывшего собрания Эрмитажа, в том числе и двух наших «Рафаэлей»: «Святого Георгия» и «Мадонну Альба».
«Мы можем утешаться лишь тем, – заметил на пресс-конференции Пиотровский, – что они попали не в частную коллекцию, а в одно из лучших хранилищ мира». Кроме того, этот музей довольно регулярно возвращает Эрмитажу его шедевры, правда, лишь на некоторое время: в 1997-м в Петербург привозили «Благовещение» Яна ван Эйка, а в 2002-м – «Венеру перед зеркалом» Тициана. «Наша» «Мадонна Альба» вернулась в тот же зал, где экспонировалась всю свою эрмитажную жизнь: в зал итальянской живописи. Правда, теперь она будет находиться здесь в гордом одиночестве и лишь до середины октября. Когда она, прихватив с собой и эрмитажную «Мадонну Конестабиле», продолжит свой путь на выставку «Молодой Рафаэль», в Англию.
Санкт-Петербург