0
1121
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Джон Ноймайер: диалог с Большим театром

Тэги: ноймайер, габт, балет, премьера


ноймайер, габт, балет, премьера Джон Ноймайер не признает неконтролируемых чувств на сцене.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- Господин Ноймайер, вы думали несколько лет, прежде чем согласились сотрудничать с Большим театром.

– Мой диалог с Большим начался в 1987 году. Тогда, после длительного периода Юрия Григоровича, в театре начали происходить быстрые перемены. Каждый раз начинались переговоры – и вдруг новые люди в руководстве балетом! Мой график работы расписан на три года вперед, а в Большом хотели, чтобы наше сотрудничество строилось по принципу «сейчас или никогда». Нынешняя администрация подошла к делу серьезно, заранее предложив мне точное расписание. Я ценю такое отношение. Самое важное в работе – не деньги, а диалог, вот это чувство: что Джон Ноймайер творчески получит от работы и что он может дать сам. Поэтому я хотел заранее посмотреть спектакли Большого, что и сделал прошлой зимой в Париже и этим летом в Лондоне, во время гастролей театра. После этого я предложил название московской постановки.

– Вы выбрали свой давнишний балет «Сон в летнюю ночь», как бы подтвердив расхожее мнение: танцовщикам Большого театра «по зубам» только сюжетные спектакли, вот и Ноймайер не доверил им, к примеру, что-то из своего знаменитого цикла балетов-симфоний на музыку Малера...

– Я доверился своим инстинктам, они подсказали, что я должен поставить одну из моих больших «драматических» работ. Я хочу дать московской публике что-то типично мое и в то же время показать что-то, что будет более приемлемо.

– А не было желания поработать в России над балетом на русскую тему, например, «Чайкой» по Чехову?

– Я думал об этом. Не знаю, можно ли об этом говорить сейчас, но другая московская балетная труппа, в Музыкальном театре, очень хочет «Чайку». И не исключено, что театр получит такую возможность.

– После кастинга исполнителей вы отобрали звезд Большого: Светлану Захарову (Титания), Николая Цискаридзе (Оберон), Яна Годовского (Пэк), Марию Александрову, Сергея Филина, Андрея Уварова и Инну Петрову на две пары влюбленных...

– Вы знаете больше, чем я. Те люди, которых вы упомянули, – чудесные танцоры. Но пока могу сказать одно: я выбрал по три-четыре человека на каждую партию. В списке участников, который у меня есть, написано – «предварительный состав». Об остальном спросите меня в декабре, тогда станет ясно, кто будет танцевать премьеру.

– Когда в Большом театре ставили балеты Баланчина, все говорили: «Главное – поймать баланчинский стиль». Вы задумывались над тем, что такое «стиль Ноймайера»?

– Сложно определить, что такое мой стиль. Хореографический язык моих спектаклей бывает очень разным. Но в чем общие черты? Мои балеты построены на равновесии ансамбля, совсем не так, как балеты позапрошлого века, с их пирамидальной структурой – прима-балерина во главе, солисты в середине и масса кордебалета в основании. Я требую от артистов видеть и честно передавать эмоцию. Не признаю неконтролируемых чувств на сцене.

– Что вам дала русская культура и как она повлияла на ваше творчество?

– В молодости я увидел фильм с Улановой в «Ромео и Джульетте» и поразился ее человечности. Потом Чехов открыл мне дверь в вашу культуру. И все, что связано в МХАТом. В университетские годы я работал в театре, мы много изучали Станиславского. Конечно, я обожаю Вацлава Нижинского, гениального танцовщика, и мир вокруг него, тот исторический период. Моим учителем в балете была потрясающая русская женщина Вера Волкова. Еще Толстой, Достоевский... И Евтушенко.

– Правда?!

– А вам он не нравится? Я познакомился с его стихами в переводах, когда был очень молодым человеком. Тогда в Америке Евтушенко воспринимался как глоток свежего воздуха, повеявшего у вас после Сталина.

– В университете вы получили звание бакалавра по английской литературе. Это помогает вам в работе?

– Конечно, но иногда, наоборот, мешает. Я же не могу исходить из книжки, когда начинаю работу над балетом, пусть даже и по литературному произведению. Сочинение балета – не приготовление пищи по кулинарной книге. Все начинается с интуиции. Потом приходит интеллект. Я могу многое изучить по избранной теме, но когда начинается работа с танцорами в зале – существует только музыка, артист и я.

– У вас одна из крупнейших в мире частных балетных коллекций.

– В моем родном городе Милуоки не было балетного театра. Но я хотел говорить о танце, чтобы поверить, что это искусство действительно существует. Так я начал коллекционировать – и сошел с ума. Теперь у меня и впрямь огромнейшая коллекция: десять тысяч томов, тысячи театральных программ, четыре тысячи литографий, огромное количество фотографий, бронза, фарфор, акварели... Я надеюсь все подарить своему городу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
717
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2452
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1644
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1269

Другие новости