В течение десяти дней фестиваля пройдут конкурсные программы. Картины полного метра, конкурс «Киномалышок», конкурс полнометражных фильмов на видео в цифровом формате (программа «Без кинопленки»). Не секрет, что в последнее десятилетие российские видео и «цифра» дешевы и сердиты, часто производят более мобильное, независимое и актуальное кино, чем тяжелый на подъем пленочный кинематограф, однако посмотреть это кино можно лишь на специализированных фестивалях и медиафорумах. Нововведение этого года – самостоятельный конкурс короткометражных фильмов «Шорт-Шок», в рамках которого будет представлено около 40 игровых и документальных картин, в том числе фильм «Сокуров», сделанный завсегдатаем «Киношока» питерским митьком Виктором Тихомировым. Анапскую программу взбодрит «Справка» Киры Муратовой – материал, не вошедший в окончательный монтажный вариант «Настройщика», последней картины Киры Георгиевны. В этом году большому жюри во главе с поэтом Андреем Дементьевым придется поделиться частью полномочий. Впервые судить «коротышки» станет отдельное жюри – зарубежные кинематографисты, директора крупнейших кинофестивалей короткометражных фильмов – в Клермон-Ферране, Оберхаузене, Вила до Конде, Лас Пальмасе, Ля Рошели, Генте, Мальме. Присутствие зарубежных гостей в качестве судей – также нововведение XIII «Киношока».
В основном конкурсе будут показаны новые фильмы из бывших союзных республик. «Сомнамбула» Сулева Кеэдуса (Эстония), автора знаменитой картины «Георгики», «Охотник» Серика Апрымова, лауреата многих зарубежных кинофестивалей, «Недоверие» Андрея Некрасова и многие другие. В последние годы основную часть картин в Анапу поставляла Россия, обеспеченная наиболее солидной и устойчивой кинобазой. Два года назад ситуация начала меняться. Отечественное кино для отечественных киносмотров доставать все труднее. «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной прибудет в Анапу на российскую премьеру после Венецианского кинофестиваля.
Главному жюри будет над чем поломать голову. В общем конкурсе без разделения на категории покажут не только игровые полнометражные, но также документальные и анимационные ленты. Директор кинопрограмм фестиваля Сергей Землянухин назвал эту гремучую смесь «попыткой осмыслить современный кинопроцесс с точки зрения разных форматов». Постоянный отборщик «Киношока» Землянухин считает, что принципиальной разницы между этими областями кино не существует. В 1991 году для фестиваля Московских киноклубов он организовал программу, где из 44 лент около трети пришлось на короткий метр, в программе «Кинофорума» «Гамбургского счета» впервые в истории российского фестивального движения смешал мультипликацию, короткий метр, игровое неигровое кино сделал единый список для голосования. «Я давно слежу за работой Высших курсов сценаристов и режиссеров, – говорит Сергей Землянухин. – Естественно знать, с чего начинается режиссер, из чего произрастает. На творчество Алексея Балабанова, к примеру, я обратил внимание, когда он сделал курсовую работу. Между прочим, он вышел из мастерской документального кино».
Также на фестивале будут продемонстрированы программы видеокино Каннского международного кинофестиваля (Новосибирск), в этом году отметившего три года жизни, и международного «Пушкин-института», возглавляемого Никитой Михалковым.