Спиваков пытается заложить традиции в Международный дом музыки.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В предъюбилейные дни в рекламных паузах государственного телеканала имя маэстро с двух сторон подпирали названия знаменитой пивоваренной компании и какого-то нового лекарства от геморроя: пивоваренный гигант поздравлял Спивакова с близящимся юбилеем, ну а средство от геморроя говорило, так сказать, само за себя.
Владимир Спиваков сегодня не просто музыкант, в первую очередь он музыкальный деятель и организатор музыкального производства. Настоящий музыкальный олигарх (когда ему говорят об этом, Владимир Теодорович тут же парирует: «Думаю, что до прокуратуры не дойдет»). В его руках – что-то вроде «безотходного производства»: Благотворительный фонд, где воспитываются молодые музыканты, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», большой Национальный филармонический оркестр и Дом музыки, где всем этим коллективам найдется «уголок».
Знатоки говорят, что отношения с Евгением Федоровичем Светлановым у Спивакова были непростые. Тем не менее, став президентом Дома музыки, Спиваков первым делом предложил присвоить Большому залу имя великого дирижера. Сейчас там монтируется самый большой в столице и, вероятно, во всей России орган.
Благотворительному фонду Спивакова в этом году исполнилось 10 лет. Из 800 стипендиатов 350 стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей, проведено 1000 концертов в России и за рубежом, в том числе – перед Папой Римским, президентами, королями и королевами, заключенными российских колоний┘
У «Виртуозов┘», к слову, тоже юбилей – им четверть века. Давид Самойлов написал однажды: «Я сделал вновь поэзию игрой». Для Спивакова музыка – род театра, то есть игры. Пьеса – роль, и дирижирование – тоже роль, увлекательная игра, «простое» размахивание дирижерской палочкой он превратил в акт художественного творчества, в маленькие спектакли. У высоколобых меломанов увлечение Спивакова, ученика Янкелевича (знак несомненного качества!), «популярными мелодиями» вызывало порой снисходительные замечания, но именно такая популярная классика приводит в филармонические залы слушательские массы. Это ведь не попсовое исполнение классики, а эффектное, всегда виртуозное и артистичное овладение легкомысленными опусами гениев.
Спиваков сегодня – это два музыкальных фестиваля, один, «постарше» – во французском Кольмаре, другой, «помоложе», – московский, благодаря которому, в частности, в Москву удалось «вытащить» Джесси Норман.
Друг великих современников: в книжке, поспевшей к юбилейной дате, о нем с любовью и нежностью пишут Михаил Жванецкий, Леонид Рошаль, Олег Табаков, Галина Волчек┘ Друг Путина, который на недавней премьере в «Современнике» привстал из ложи, чтобы лично поприветствовать Владимира Теодоровича. К творчеству все это имеет весьма опосредованное отношение, хотя близостью к власти гордились многие великие музыканты прошлого. И тогда не было сомнений в том, что такая близость – на пользу музыке. И музыкантам, разумеется.
Художник интересен и, конечно, интереснее в минуты сомнений, творческих исканий и борений. Был, к примеру, в судьбе Спивакова сюжет, когда основанные им «Виртуозы┘» оказались в Испании и все было хорошо, все были довольны. А потом Спиваков решил вернуться в Россию, а часть его музыкантов – остаться в Испании. Спиваков все равно вернулся и набрал новый состав. Не такой виртуозный, и тем не менее┘ Поступок.
И когда сейчас всеми правдами и неправдами хочет превратить свое новое детище, НФОР, в лучший оркестр России – тоже поступок. Какое-то мальчишество, азарт – сродни тому, который заставляет Олега Табакова не терять надежду, что из «пенсионера»-МХАТа ему удастся сладить лучший театр России.
Наше время, наверное, и впрямь больше располагает к проявлению не художественных талантов, а, так сказать, тактических и стратегических: режиссеры берутся руководить двумя театрами сразу, дирижеры к уже имеющимся двум оркестрам добавляют третий-четвертый и т.д. Все чаще приходится радоваться их победам в схватке с такими же умелыми соперниками и промоутерами.
Владимир Спиваков в последние несколько лет дал фору многим, как ас, каких почти не осталось в нашем российском футболе, – обошел по флангу, сделал удачную передачу, принял пас и вышел один на один с вратарем┘ Бьет без промаха.
Он идеально вписался в наше время, хотя, наверное, не потерялся бы в любом другом («Виртуозы┘», напомним, родились на излете 70-х!).
Успехи выдают какой-то холодный расчет, хотя тембр и интонации его голоса мгновенно располагают и вызывают доверие. Да и как не верить, если в его фонд и сегодня может с улицы войти любой и напроситься на прослушивание. Да он и сам, наверное, верит, когда говорит: «Моя забота – заложить какие-то традиции в этот Московский международный центр искусств, чтобы, когда я уйду, осталось что-то, что люди вспоминали бы с благодарностью».