В театрах обеих столиц в эти дни было немноголюдно: трагические события конца августа и начала сентября не позволили вовсю раскрутить рекламный маховик, да и публике было, как говорится, не до того. Первые спектакли отыграли в Фонд помощи пострадавшим от трагедии в Беслане, как призвал к тому петербургский Комитет по культуре (да и по собственному, как говорится, призванию).
При значительной разнице в возрасте Александринка и БДТ имеют кое-что общее: не так давно оба пережили серьезные кадровые перемены, у одного – довольно скоро состоится, а у второго – совсем недавно отмечался – юбилей.
Ровно год назад руководитель Мейерхольдовского центра в Москве Валерий Фокин подписал новый контракт с Министерством культуры на три года: он занял пост худрука Александринского театра. Главным режиссером стал Александр Галибин. А в середине июня и в Большом драматическом разрешили давно назревшую проблему: главным режиссером театра, которым уже пятнадцать лет руководит Кирилл Лавров, был почти единогласно избран Темур Чхеидзе, который согласился на эту должность при условии, что Кирилл Юрьевич сохранит за собой пост худрука. Правда, подписан ли с ним контракт и на каких условиях, до сих пор остается тайной.
Александринский театр, похоже, весь нынешний сезон будет жить ожиданием грядущего юбилея. «Сколько мы туда заложим, – сказал сурово Фокин, – так и произойдет юбилей». Прежде всего в связи с юбилеем в театре оказался «заложен» новый благотворительный Фонд «Александринский», который возглавил председатель питерского отделения СТД, зам. Фокина по организационной работе, да еще и неплохой актер Николай Буров. Он обнародовал внушительный список уже согласившихся на «фундаментальное» сотрудничество спонсоров: труппа реагировала бурно – видно, от безденежья устали. Хотя, кстати сказать, с фокинским «Ревизором» уже успели побывать и в Америке, и в Японии, и в Европе. «Театр выходит на международную арену», – констатировал с гордостью Фокин. Фонд начал свою деятельность весьма достойно: его «адресную» премию для лучших актеров театра первым получил Николай Мартон, по праву – первый.
Что касается репертуарных планов, то они в отличие от прошлогодних громких, но по разным причинам местами так и не осуществленных, показались жизненными и реальными. Сам Фокин стал реализовывать свое давнее желание поставить что-нибудь из Достоевского на сцене, уже лет тридцать этого автора не слышавшей: он выбрал не имеющего сценической истории «Двойника» и пригласил из Москвы Виктора Гвоздицкого. Лишь за одно это ему стоит сказать большое человеческое спасибо. Александр Галибин, прославившийся неожиданными интерпретациями современной драматургии, как-то неожиданно для всех взял классическую «Нору» Ибсена. Зато Андрей Могучий – привычно авангарден: в Михайловском замке он собирается создать с актерами Александринки нечто таинственное, под пока еще условным названием «Петербургская мистерия». Сразу после этой премьеры, в середине мая, сцена театра закроется на ремонт и реконструкцию, а труппа отправится на полуторамесячные гастроли по провинциальной России. А после отпуска, глядишь, и 250-летний юбилей.
Большой драматический театр свой юбилей уже отпраздновал. Суровые будни навалились на его художественного руководителя с невиданной силой: новый главный режиссер из-за известных событий в Грузии даже не смог приехать ко дню сбора труппы, гастроли в Самару и Саратов отменились по техническим причинам, ремонт зрительного зала остается неосуществимой мечтой. Кириллу Юрьевичу в такой ситуации осталось лишь пожелать своему театру «быть достойным того авторитета, которым он пользуется». А то, что Большой драматический театр имени Товстоногова все еще им пользуется, доказывало происходящее на этом сборе труппы. Господин Лавров поздравил своих коллег с тремя значительными театральными юбилеями: 45 лет работы в театре Олега Басилашвили, 40 лет – Николая Трофимова и 35 лет – Геннадия Богачева. От имени президента вручил аж восьми актерам театра медали «В память 300-летия Санкт-Петербурга». А от своего собственного – рассказал о телефонных разговорах с г-ном Чхеидзе и «озвучил» репертуарные планы театра: «Власть тьмы» Толстого все же решился ставить Темур Нодарович, «Катерину Ивановну» Андреева и «Квартет» Харвуда – «мастер на все руки» Николай Пинигин и еще неизвестную современную пьесу, возможно, предложит к постановке Андрей Максимов.
Сделать прошлое будущим не получается. Да и возможно ли? Театр ищет еще одного Товстоногова, а находит Пинигина да Максимова.
Санкт-Петербург