Если бы в 1974 году власть знала, какой пиар она создает художникам-нонконформистам, сметая выставку бульдозерами и сжигая картины в Беляево, наверное, она бы придумала что-нибудь другое. Сегодня это могло бы расцениваться как художественный жест, акция, перформанс... Во всяком случае, Запад воспринял «жест» власти правильно. Следствием стал интерес к советским, то есть антисоветским, художникам и покупка их холстов.
Спустя 30 лет художник Константин Батынков написал целую серию работ, посвященных нашумевшей «бульдозерной выставке». Объектом рассмотрения художника стали бульдозеры, увиденные в фас и в профиль, стоящие на земле в пейзаже и висящие в небе. Батынков написал добрую сотню листов с бульдозерами, пять из которых, по скромному признанию художника, просто песня. На выставке в «Крокин-галерее» представлены только лучшие, в общем, песни. Когда-то бульдозер был сильным, за ним стояло государство, против него – так называемая интеллигенция и зарубежные журналисты. На бульдозер Батынкова лает какая-то непонятная собака.
Созданная для разрушения машина выглядит воинственной в деле, но, выхваченная из привычного контекста, она оказывается мирной и трогательной и совсем не агрессивной. И очень смахивает на трактор. Но все-таки остается бульдозером. Чтобы устранить путаницу, Константин Батынков поясняет: «Бульдозер – это трактор с ковшом». С ковшом или без, на пространстве холста он становится просто предметом тщательного рассмотрения и изучения, это красивая машина, состоящая из многих деталей, из линий и плоскостей. Художник, подобно героям платоновского «Чевенгура», видит в ней какое-то метафизическое начало.
Батынков экспериментирует и с предметом, и с жанрами. Его бульдозер становится портретом и натюрмортом, рисунком для обоев и непонятным иероглифом, в котором может быть зашифровано все что угодно. Наконец, все вместе это могло бы стать учебным пособием по графическому рисунку. Батынков всегда считался сильным графиком. В этом году он стал лауреатом профессиональной премии «Мастер-2003» за творческие достижения московских художников (в номинации «Графика»).